[<10>] ====== Толкования на Евр. 9:15 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное** **И потому Он есть Посредник Новаго Завета**, дабы чрез **смерть** Его совершилось **искупление** тех, кои оказались **преступниками в прежнем завете**, - и **дабы получили обетование** (т.е. обетованное)** призванные к вечному наследию**. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное** **И потому Он есть ходатай нового завета** Очевидно, смерть Христа смущала многих из более немощных: если Он умер, говорят, то каким образом Он даст то, что обещал? Теперь Павел, устраняя это смущение, показывает, что именно в силу того, что Он умер, завет Его является твердым, ибо не говорят о завете живых. Ради этого, говорит, ради того, чтобы очистить нас, Он умер, и в завете оставил нам отпущение грехов и вкушение отеческих благ, став Ходатаем между Отцом и нами. Отец не хотел оставить нам наследства; Он разгневался на нас, как на сыновей, отступивших от Него и сделавшихся чуждыми. Поэтому Христос стал Ходатаем и умолил Его. Каким же образом? То, чему должны были подвергнуться мы, ибо нам должно было умереть. Он Сам подъял за нас и сделал нас "достойными завета, и завет снова утвердился смертью Сына, так как этот завет доставил наследие недостойным. Ибо и завет одних считает наследниками: слушай завет Христа: //хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною// [[new:in:17:24|(Ин. 17:24)]]; - других же лишенными наследия: //не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их// [[new:in:17:24|(Ин. 17:24)]]. Завет имеет свидетелей: //свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня// [[new:in:08:18|(Ин. 8:18)]] и: //Утешитель будет свидетельствовать о Мне, и вы будете свидетельствовать// [[new:in:15:26|(Ин. 15:26-27)]]. **Дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете** Видишь ли, что смерть Христа была ради нашего искупления? Посему, как же ты думаешь, что она немощна, когда она настолько могущественна, что исцелила и преступления, бывшие в законе? Итак, зачем ты обращаешься к закону, настолько немощному, что он не в состоянии был исправить преступлений, бывших в нем? Не потому, что был дурным, но потому, что был немощен. **Призванные к вечному наследию получили обетованное** Если бы смерть Христа не освободила нас от грехов, которыми мы вооружили против себя Отца, то как мы получили бы небесное наследие? Выражение **призванные** обозначает, что в начале Бог был расположен к нам, как Отец к сыновьям, и мы были призваны к наследию, впоследствии же, грехами, мы сами себя сделали недостойными этого наследия. ===== Евфимий Зигабен ===== **И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное** **И сего ради Новому Завету Ходатай есть** Послуживший делу установлеиия его: ибо, говорит, //яже слышах от Отца Моего, сказах вам// [[new:in:15:15|(Ин. 15:15)]]. И по сему-то (завету) Он был посредником между Богом (Отцем) и нами. Или лучше сказать «**Ходатай**» употреблено вместо руководителя и дателя. Далее Апостол говорит и то, ради чего Он стал Ходатаем Завета Новаго. **Да смерти бывшей, во искупление преступлений, бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия примут званнии** Чтобы, когда последовала смерть (так как завещатель должен был умереть), утвердился завет смертию Его. Обетование же наследия получат те, кои призваны к завету. А так как некоторые могут соблазниться в виду смерти Христа, и посему не верить обетованиям Его: то Апостол берет общеизвестный пример и без труда убеждает их, что по сему самому они еще больше должны верить (обетованиям Христа), потому что завещания получают свою силу не при жизни, а по смерти завещателей. Во всяком случае смерть Христа послужила искуплением преступлений, совершенных в ветхом завете, ибо преступавшие закон того завета повинны были смерти, как и сам закон угрожал. Но Христос, умерши за повинных смерти, освободил их от преступлений, т. е. и от грехов и от наказания за грехи. Слово «**наследия вечнаго**» употреблено в противоположность временному: ибо ветхий завет завещал только временное наследие земли – во образ наследия вечнаго. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-17 **И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив** Связь этого трудного для понимания места с предшествующим и смысл его довольно хорошо уловлены Златоустом, который говорит: "так как, вероятно, были многие малодушные, которые потому особенно, что Христос умер, не верили обетованиям Его, то Павел, желая решительно опровергнуть такое мнение, представляет пример, заимствованный из общего обычая. Какой же это обычай? Потому самому, говорит он, и надобно быть уверенным. Почему? Потому что завещания бывают действительны и получают силу не при жизни завещателей, но после их смерти. Поэтому он и начинает так речь: Новому Завету, говорит, Ходатай есть... Но, скажут, там никто не умирал: каким же образом был утвержден тот завет? Точно таким же. Как? И там кровь, равно как и здесь кровь. Не удивляйся, что там не Христова кровь; там ведь был прообраз; потому и говорит: //"темже ни первый без крове обновлен есть..."// Тем же т.е. поэтому, говорит, нужен был прообраз как завета, так и смерти" (Злат. бес. XVI на посл, к Евр). [<10>]