[<10>] ====== Толкования на Евр. 9:23 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами** Итак, если это **образы небеснаго**, то есть прообразы сего таинства, Небесною Кровью очищаются, то не тем ли более **само небесное** должно было очищаться **лучшею жертвою, чем те** жертвы? ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак образы небесного должны были очищаться сими** Небесными называет то, что у нас, что касается Церкви. Выше сказано, в каком смысле Церковь - небо. Посему образами и прообразами наших священнодействий было то, что употреблялось у иудеев; поэтому и очищались кровью козлов и пеплом телицы, и прочими столь же незначительными вещами. **Самое же небесное** Подразумевается то, что принадлежит Церкви, нам. **Лучшими сих жертвами** Так как наши лучше иудейских и лучше настолько, насколько небо лучше земли, - и действительно, им обещаны земные блага, а наше наследство - небо, - то, по всей справедливости, наши священнодействия достойны лучшей и более величественной жертвы, Крови Сына Божия, очищающей нас более совершенно. Таким образом, смерть Христа произошла не только для утверждения завета, но и для совершения истинного очищения, очищения души. О благодеяниях же смерти он напоминает потому, что многим она казалась бесчестной, и особенно крестная смерть. ===== Евфимий Зигабен ===== **Нужда убо бяше образом небесных сими очищатися: самем же небесным лучшими жертвами, паче сих** Предуказующие и прообразовательные предметы законные суть книги, народ, скиния, служебные сосуды и другое в этом роде; небесные же: учители, народ, храм и служебная утварь сосудов: ибо верные – небесны, хотя и остаются пока на земле. В самом деле, ведь и ангелы суть небесные, но они тоже бывают и на земле: ибо земное соделывает небесным образ жизни и вообще поведение: когда кто-либо, живя на земле, ведет образ жизни достойный небеснаго, когда ведет себя достойно общения небеснаго, когда, презирая земное, возвышается до сего последняго, когда, удаляясь низшаго (земного) приобщается высшему и духовно созерцает это. Итак житие таковых на небесах. А так как небесным надлежало очиститься лучшими жертвами, то Христос и совершил эту лучшую жертву и очищение всего мира. Апостол, противопоставив жертвам законным (ветхозав.) жертву Христа, противоположил и храму, которым тщеславились Иудеи, небо. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами** Если //образы небесного// (все Ветхозаветное, выше перечисленное) требовали очищения Кровью, каковою тогда могла служить только кровь мертвенных животных, прообразовательно указывавшая на Кровь Христову, то //само небесное// (все Новозаветное, прообразованное Ветхозаветным) требовало и более, так сказать, небесного, более ему соответствующего очищения Кровью Христовою. Св. Златоуст по этому поводу дает следующее замечательное рассуждение: "Как они (т е. ветхозаветные установления) - образы небесных? И что он называет ныне небесным? Не небо ли? Не Ангелов ли? Нет, но наши священнодействия. Наши (священнодействия) на небесах и небесны, хотя совершаются на земле. Так и Ангелы бывают на земле, но называются небесными; и херувимы являлись на земле, но они небесны. Что я говорю: являлись? Они пребывают на земле, как бы в раю, и, однако, при всем том они небесны. И //наше житие на небесах есть// [[new:fil:03:20|(Флп. 3:20)]], хотя мы живем здесь. Самим же небесным, т.е. по любомудрию нашему призванным туда. //Лучшим сих жертвами.// Лучшее называется лучшим по отношению к чему-нибудь хорошему. Следовательно, хороши были и образы небесного. Они не были нехорошими, как образы; иначе было бы нехорошо и то, чего они служат образами". [<10>]