[<10>] ====== Толкования на Евр. 9:28 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение** См. Толкование на [[new:evr:09:27#prp_efrem_sirin|Евр. 9:27]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву** Хотя Он и Первосвященник, но Он же и приношение, и жертва. **Чтобы подъять грехи многих** Как на Литургии мы возносим грехи и говорим: волею и неволею мы согрешили, прости, то есть мы прежде вспоминаем о грехах, а потом просим прощения, - так и Сам Он сказал Отцу: //за них Я посвящаю Себя// [[new:in:17:19|(Ин. 17:19)]]. Или: вознес грехи, то есть снял их с людей и принес к Отцу, чтобы Он отпустил их. Почему же сказал //многих//, а не всех? Потому, что не все уверовали. Смерть Его соответствовала погибели всех, и, насколько от Него зависит, Он умер за всех. Вознес же грехи не всех, потому что они сами не желали этого. Посему они сделали для себя смерть Сына Божия бесполезной, что и достойно ужаса. Так объясняет святой Иоанн Златоуст. Я нашел у него на следующее место в Евангелии: //и отдать душу Свою для искупления многих// [[new:mf:20:28|(Мф. 20:28)]] заметку, объясняющую это выражение: "//многих// - вместо: //всех//, ибо и //все// - //многие//". **Во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение** Он умер, говорит, подъяв грехи наши и принесши их Отцу, чтобы изгладить их, ради чего Он и умер. Ибо Тому, Кто не знал греха, Отец вменил грех, так как Он, Христос, усвоил Себе наше естество. //Во второй раз явится//, не нося на Себе уже более грехов и не имея нужды ради них во второй смерти, но как Судия //для ожидающих Его во спасение//, то есть верующим в Него и ожидающим пришествия Его: очевидно, и живущим достойно спасения. Конечно, Он придет не только для спасения, но и для наказания неверующих и грешников, но апостол сказал только радостное. ===== Евфимий Зигабен ===== **Тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится, ждущим его во спасение** См. Толкование на [[new:evr:09:27#evfimij_zigaben|Евр. 9:27]] ===== Лопухин А.П. ===== **так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.** //"Чтобы подъять грехи многих"//. Почему многих, а не всех? Потому, что не все уверовали. Он умер за всех, чтобы спасти всех, сколько от Него зависит, - смерть Его и сильна была спасти всех от погибели, - но Он вознес грехи не всех, потому что сами не захотели. - //"Не для очищения греха"//, греч. cwriV amartiaV - слав. точнее: //"без греха".// То есть, по толкованию Златоуста, "не с тем, чтобы взять грехи, и не за грехи придет в другой раз, чтобы опять умереть; Он и однажды умер не потому, что должен был умереть. Для чего же явится! Чтобы наказать, говорит; впрочем, не выражает этого (прямо), но с отрадой: без греха явится ждущий его во спасение, так как уже нет надобности в жертве, чтобы спасать их, но для этого нужны дела!..." [<10>]