[<10>] ====== Толкования на Евр. 10:25 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного** См. Толкование на [[new:evr:10:24#prp_efrem_sirin|Евр. 10:24]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не будем оставлять собрания своего** Знает, что общее собрание рождает любовь, поэтому убеждает не оставлять собрания и не затевать отделений и противозаконных сходбищ, //ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них// [[new:mf:18:20|(Мф. 18:20)]]. Молитва Церкви даже разрешила Петра от уз и освободила его из темницы [[new:act:05:start|(Деян. гл. 5)]]. **Как есть у некоторых обычай** Здесь он делает упрек отделяющимся. **Но будем увещевать друг друга** То есть друг друга утешая и друг друга наставляя, и научая, и убеждая. "Брат от брата помогаем, яко град тверд" [[old:pr:18:19|(Притч. 18:19)]]. **И тем более, чем более усматриваете приближение дня оного** Дня кончины. Ибо пока мы, говорит, еще не удаляемся из этого мира, зачем нам разделяться друг с другом? Это было утешением для них, уставших под гнетом испытаний, как и в другом месте говорит: //Господь близко, не заботьтесь ни о чем// [[new:fil:04:05|(Флп. 4:5-6)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного** **Не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай, но друг друга подвизающе** Не удаляясь друг от друга: ибо насколько удаление ослабляет любовь, настолько усиливает ее единение. «**Собранием**» называет соединение и сближение. Ибо как железо острит железо, так и добродетельный поощряет делающаго добро и таким образ, совершенствует его в усердии. И как камень, трущийся о камень, испускает огонь, так и человек, соревнующий человеку, делается от сего самаго горячее. А подвизают в единомыслию не только те, которые не поселяют раздора между братьями, но еще более те, которые сближают желающих разделиться. **И толико паче, елико видите приближающийся день** День будущаго суда и воздаяния. Это было впрочем и утешением для них, падающих духом в виду постоянных искушений. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного** "Что значит: //не оставляюще собрания своего?// Он имеет в виду, что от собрания и взаимного общения происходит великая сила [[new:mf:18:20|(Мф 18:20]]; [[new:in:17:11|Ин 17:11]]; [[new:act:04:32| Деян 4:32)]]... от него умножается любовь; за умножением же любви необходимо следуют и дела по Боге..." (Злат.). - //"Как есть у некоторых обычай..."// Здесь апостол предлагает не только увещание, но и укоризну, с запрещением. - //"Приближение дня оного..."// В подлиннике настоящего места нет слова оный и, по-видимому, не должно быть, так как здесь разумеется собственно вообще наступление светлого для христиан времени - нравственно светлое состояние их и полное торжество их в великий день славы Церкви Христовой (ср. [[new:evr:08:08|VIII:8]] ;[[new:rim:13:12|Рим 13:12]]; [[new:1kor:03:13|1 Кор. 3:13]]; [[new:1sol:05:04|1 Сол. 5:4-8]]). Впрочем, если принять во внимание 27 стих, то можно сказать, что и здесь отчасти должно разуметь //день оный// - для одних светлый и радостный, а для других страшный и гибельный. [<10>]