[<10>] ====== Толкования на Евр. 10:26 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 26-27 **Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников** Если же колеблемся и **своевольно грешим после** того, как получили это **познание истины**, данное нам чрез Христа: то **уже не имеем жертвы** лучшей, чем та, которую Христос принес **за грехи**. Но** страшное наказание суда и ярость огня пожрет врагов**, кои были противниками себе самим и ближним. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим** Из наиболее полезного он убедил, что мы имеем дерзновение, что мы удостоены прощения; а теперь устрашает наиболее печальным. Смотри, как он снисходителен. //Произвольно грешим//, говорит: как будто, если невольно согрешишь, то существует некое умеренное прощение. Заметь также: не сказал: согрешили, но //грешим//, то есть нераскаянно пребываем во грехе. Так, если мы не будем пребывать во грехе, но обнаружим раскаяние, то будет прощение. Итак, где те, которые говорят, что здесь отвергается покаяние? //Получив познание истины// - разумеет или Христа, или все догматы. **То не остается более жертвы за грехи** Говорит это не для того, чтобы отвергнуть покаяние, как измыслили некоторые [18], но показывает, что нет второго крещения, а потому нет и второй смерти Христа. Смерть Христа он называет жертвой, как и в последующих словах. Ибо единой жертвой Он усовершил навеки: крещение наше изображает смерть Христа. Посему, как та едина смерть, так и это крещение едино. Итак, что же ты так бесстрашно согрешаешь, когда нет надежды, что ты без труда изгладишь грехи посредством крещения? Итак, вместо этого займись добрыми делами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Волею бо согрешающым нам по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва** Поощрив их к усердию изображением того, что для них отрадно, он теперь побуждает их к тому же указанием на нечто для них страшное. В самом деле, если мы грешим «**по приятии разума истины**», т. е. после уразумения истинных догматов, которые мы усвояем себе чрез проповедь, чрез веру и крещение; то для нас в данном случае не обретается жертвы о грехах, т. е. (вторичной) смерти Христа и (вторичнаго) очищения чрез крещение. Ибо смерть Христа едина и очистительное крещение едино. Словом «**волею**» показал, что люди грешат по своему произволению, а вовсе не по принуждению со стороны злых духов поползаются на грех и на произвольные грехи. Этим он не лишил людей покаяния, как учат последователи Новата, а только отринул вторичную смерть Христа и вторую баню пакибытия. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи** //"Не остается более жертвы за грехи..."// - т.е. нет второй жертвы, нет второго креста. "Потому он и говорил неоднократно о жертве, что она одна и одна, - с целью показать не только то, что она отличается от иудейских, но и предохранить слушателей, чтобы они не ожидали другой жертвы по закону иудейскому" (Злат.). [<10>]