[<10>] ====== Толкования на Евр. 10:29 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет** См. Толкование на [[new:evr:10:28#prp_efrem_sirin|Евр. 10:28]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета** Передает на суд самим, что мы обычно делаем по отношению к твердо всеми признаваемому, обращая слушателей в судей. Что же означает: //попирает//? то есть презирает. Как презираемых людей мы ставим ни во что, так и Христа, ставя ни во что, мы, таким образом, приходим к тому, что согрешаем. //И не почитает за святыню Кровь завета//, то есть считает ее не лучше всего другого. //Завета//, потому что ради нее был утвержден с нами завет, дающий нам наследие благ, как мы сказали выше. Это сказано о таинствах. Ибо, когда мы, приобщаясь Пречистого Тела и Крови, плоть, принявшую Тайны, погружаем в грязь телесной нечистоты, разве мы вместе с этим не попираем Сына Божия? Пыль земли не так недостойна Божественного Тела, как нечистота. Воспользуйся сказанным и против несториан. Они, считая Христа простым человеком, и Кровь Его мнят скверной, ничем не отличающейся от прочего. **Которою освящен** Здесь показывает бесчувственность и неблагодарность, ибо, говорит, надлежало со страхом относиться к освящению, которого удостоен был в Крови. **И Духа благодати оскорбляет** Ибо недостойно распорядившийся дарованным благодеянием оскорбил Благодетеля. Не сделал ли Он тебя сыном Божиим? ты же делаешься рабом страстей. Не пришел ли Он, чтобы вселиться в тебя? ты же вводишь в себя диавола. Итак, не оскорбление ли это Духу? ===== Евфимий Зигабен ===== **то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет** **Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый** т. е. обезчестивший своим презрением. Ибо одинаковое безчестье в попрании, как и в презрении; и всякий, кто согрешает в ведении, грешит презрением заповедей Христа, и таким образом безчестит Его. и кровь заветную скверну возмнив, и кровь Христа, утвердившую Новый Завет Его (ибо смерть завещателей дает силу завещаниям их, как сказано выше, в изъясн. [[new:evr:09:15|Евр. 9:15]]), «скверну возмнив», т. е. считая ее нечистою, как кровь грешника, или же ничем не отличающеюся от крови других людей, как кровь обыкновеннаго человека. Таковою считают ее люди презирающие Его, **Еюже освятися** Чрез каковую кровь сам очистился от прежних грехов. О, великая неблагодарность! **И Духа благодати укоривый** Оскорбив и дароианнаго ему Духа введением (в душу) нечистых помыслов и лукавых деяний. Или же: Духа, дарующаго блага, добродеющаго, руководящаго и сохраняющаго. Послушаем согрешающие, и устрашимся; послушайте, на что мы осмеливаемся, и что нам придется потерпеть. Далее, удостоверяя, что таковые подвергнутся тягчайшему суду //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет** //"Кто попирает Сына Божия..."// "Каким образом попирает кто-либо Сына Божия? Если, приобщаясь Его в тайнах, он совершает грехи, то скажи мне, не попирает ли Его? Не презирает ли Его? Как попираемых людей мы ставим ни во что, так и согрешающие ставят ни во что Христа, потому и грешат..." (Злат.). - //"Не почитает за святыню Кровь завета..."// - греч. cai to aima thV diaqhkhV koinon - hghsamenoV... - слав. точнее: //"и кровь завета скверну возмнив...",// т.е. считая нечистою, или нисколько не лучшею всего другого" (Злат.). - //"Духа благодати оскорбляет..."//, потому что не принимающий благодеяния оскорбляет благодетеля. Сколь тягчайшему наказанию повинен будет таковой? Апостол не указывает прямо, но достаточно дает понять всякому, показывая различие отвержения закона Моисеева и попрания Крови Христовой. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:evr:10:27#lopuxin_ap|Евр. 10:27]] [<10>]