[<10>] ====== Толкования на Евр. 10:32 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вспомните, говорит, прежние дни, в кои вы, быв крещены, многия страдания и подвиги выдержали: - то суть грехи ваши** **Вспомните**, говорит,** прежние дни, в кои вы, быв крещены, многия страдания и подвиги выдержали**: - то суть грехи ваши. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Вспомните прежние дни ваши** Итак мы не даром говорили, что слова //Мне отмщение// он прикровенно вводит для их утешения. Ибо вот, теперь яснее говорит с ними, убеждая их не выходить из терпения. Итак, говорит, не подражайте кому-нибудь другому, но сами себе. При начале веры вашей вы боролись; о борьбе этой вы всегда и вспоминайте, чтобы чрез беспечность не погубить того, чего вы прежде достигли путем борьбы. Заметь духовную мудрость: потрясши сначала души их напоминанием о геенне, теперь успокаивает их похвалами, но не льстя им, а убеждая их собственным их примером. Ибо большего вероятия заслуживает тот, кто советует кому-нибудь подражать себе самому и тем делам, которые он раньше совершил. **Когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий** //Быв просвещены// - говорит или о крещении, или вообще о познании таинства и о благах, ожидавших верных. Ибо, когда вы были просвещены знанием будущего, вы столько претерпели. Не сказал: искушений, но выдержали подвиг, что служит выражением мужества и силы, и подлинно великий подвиг они выдержали. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий** «В нихже просветившеся» св. крещением, или светом боговедения чрез Христа, вы выдержали великий подвиг страданий и вытерпели великую их жестокость. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вспомните, говорит, прежние дни, в кои вы, быв крещены, многия страдания и подвиги выдержали: - то суть грехи ваши** Апостол обращается в дальнейших стихах с похвалою к читателям за их недавнее доброе состояние, видя в нем основание к тому же и в дальнейшем, при сохранении надежды и терпения (32-36). "Много значит увещание от дел. Тому, кто начал дело, следует продолжать, чтобы иметь успех. Он как бы так говорит: когда вы еще вступали, когда были только учениками, и тогда показали такое усердие, такое мужество; а теперь - тем более. Кто предлагает подобное увещание, тот весьма сильно действует собственным их примером. И смотри: не просто сказал: //подвиг претерпесте//, но с прибавлением: //мног//. И не сказал: //искушения//, но: //подвиг//, это выражение означает одобрение и величайшую похвалу. Потом входит в подробности, распространяя речь свою и высказывая многие похвалы" (Злат.). [<10>]