[<10>] ====== Толкования на Евр. 10:33 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии** **То поношения, то скорби**, говорит. Это указывает на то, что закон заставлял их открывать свои грехи над жертвами ихними, - а позор от людей побуждал их не открывать своих грехов; это, говорит, те самые скорби, кои вы имели при объявлении своих грехов, и те поношения, кои препятствовали вам открывать свои грехи. Итак, те угрызения совести, которые вы предпочитали и которые доставляли вам столь великую скорбь и столь сильные страдания, теперь принесены вами (в жертву) с благоговением и скромностью в крещении водами вместе с очищением, вами полученным. А также и **зрелищем** переселения были вы во дни преследования вас, и **общниками также труждающихся сделавшись**, как и вы труждались. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других** Обрати внимание на похвалу. Именно, человек с благородной душой имеет потребность в том, чтобы претерпеть поношения, как пророк свидетельствует: //говорили мне всякий день: где Бог твой?// [[old:ps:041:04|(Пс. 41:4)]] и: //ибо не враг поносит меня - это я перенес бы// [[old:ps:054:13|(Пс. 54:13)]]; и: //не предавай меня на поругание безумному// [[old:ps:038:09|(Пс. 38:9)]]. Впрочем, Иов вознегодовал против поношения, хотя все страдания переносил мужественно, как адамант. Если же поношение случится открыто и на глазах многих, то такое поношение требует еще более сильной души: это здесь он и обозначил выражением: //служа зрелищем//. Размысли же, как велики были они, презрев ради Христа и славу, и богатство, - подвергаясь же обидам и сделавшись позором, то есть как бы будучи выставляемы на зрелище и претерпевая все это, быть может, от каких-нибудь низких и ничего не стоящих людей. **То принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии** Вы, говорит, не только претерпевали ваши скорби, которые, казалось бы, были наведены на вас против вашей воли, но вы были настолько благородны, что сделались общниками апостолов, живущих так, то есть в скорбях и поношениях, и добровольно подвергли себя тому, чтобы вместе с ними претерпевать мучения и принять участие в их страданиях. Не сказал: меня одного, но вообще всех, для усиления похвалы их. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ово убо, поношеньми и скорбьми позор бывше, ово же, общницы бывше живущым тако** Вменяя им (христианам из иудеев) в преступление измену закону и обычаям отеческия, неверующие иудеи всячески притесняли даже родственников своих и выставляли их на позор для усиления оскорбления. А эти (страждущие) не только с мужеством переносили все, но и были в тесном общении с теми, которые переносили подобныя страдания и в других местах. Общение же свое они выражали возможною с своей стороны помощию: поощрением к терпению, словами утешения и ободрения и даже посылкою им чего-либо из необходимаго. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// [<10>]