[<10>] ====== Толкования на Евр. 11:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного** **«Верою Авраам, будучи искушаем, принес… Исаака»**; и затем показав, какое именно он совершил дело и какую обнаружил веру, продолжает: **«и, имея обетование, принес единородного»**. А это означает: «Нельзя сказать, что у Авраама было два родных сына и, что, по принесении в жертву одного, он мог надеяться, что будет отцом множества народов от другого; но у него был только один сын и к этому одному относилось обетование; и хотя этого именно он и должен был принести в жертву, однако, как при обетовании о его рождении вере его не воспрепятствовало ни собственное омертвение, ни природное бесплодие его жены, так и здесь он не смущен был смертью (сына). **//Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== Ст. 17-19 **Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить** Почему Авраам решился на такое страшное дело, и притом явно несогласное с прежней волей Божией: ведь если он убьет Исаака, единственного сына своего от Сарры, то не исполнится пророчество Божие о том, что от Авраама произойдет великий народ?!.. Кто-либо скажет, что Авраам тут слепо повиновался Богу, как какому-то жестокому року. Нет, Авраам ясно верил, что все у Бога – благо. А в данном случае он рассуждал так: пусть я убью Исаака, а разве Бог не силен его воскресить? Вот глубина веры! Так и у нас, христиан. В самых, по-видимому, запутанных вопросах мы всегда верим Богу, так как ясно и непоколебимо убеждены, что все у Бога прекрасно и благо; вера наша сознательная, а не слепая. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 17-19 **Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование** **Верою искушаем** был **Авраам и** в жертву **принес Исаака** ([[old:gen:22:10|Быт. 22:10]] сл.), **коего по обетованию** он **получил**, чтобы **в** нем **названо **было** ему семя** [[old:gen:21:12|(Быт. 21:12)]]. Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что **и из мертвых воскресить силен Бог, откуда его и в притчу получил**, то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, – и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Верою Авраам, будучи искушаем** [[old:gen:22:start|(Быт. 22)]] Выше всех по вере Авраам. Ибо здесь вступила в борьбу с божественным повелением не только природа, но и слово Божие. Ибо Кто сказал: //дам тебе и потомкам твоим землю// [[old:gen:17:08|(Быт. 17:8)]], – Тот же повелевает: «//принеси во всесожжение// сына твоего [[old:gen:22:02|(Быт. 22:2)]]. Поэтому говорится, что **Авраам искушаем**, не потому, что Бог имел нужду испытать добродетель его, но чтобы мы этим испытанием и делами научились добродетели его. Заметь же, что искушения настолько полезны, что Бог не только другим попускает причинять их верующим, но и Сам искушает, чтобы явить их более опытными. В каком же смысле Исаак был единородным, когда у него был еще и Измаил? Но что касается обетования, то он был единородным: ибо он и был в собственном смысле семенем: ибо в Исааке наречется тебе семя [[old:gen:21:12|(Быт. 21:12)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного** **Верою приведе Авраам Исаака** Он принес его в жертву Богу, как подробно повествует о сем книга Бытия [[old:gen:22:02|(Быт. 22:2)]], веруя, что Бог силен воскресить его и после смерти, дабы исполнились обетования. касающияся великаго умножения семени его и наследия Палестины. **Искушаем** Ибо искушал, говорит Писание, Бог Авраама [[old:gen:22:01|(Быт. 22:)]], именно тем, что повелел ему принести во всесожжение сына его Исаака. «Искушаше» же его, т. è. испытывал его – не по Своему незнанию, но для того, чтобы люди последующаго времени познали его мужество и великодушие, как он всякое человеческое разсуждение и самое естество природы счел делом второстепенным по сравнению с повелением Божиим. Ибо он не размышлял, что это повеление значит, и как это Бог, обещавший от него нарещи семя, т. е. чрез него умножить потомство, теперь дал противное повеление, приказав умертвить его. **И единороднаго приношаше, обетования приемый** Разумеются обетования, касающияся умножения семени его чрез Исаака. «Единородный», сколько по смыслу относящаяся к нему обетования, столько же и потому, что он действительно один только рожден от Сарры Аврааму. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного** "Поистине велика вера Авраама. Бог повелевал противное обетованиям, и, однако, праведник не смущался и не считал себя обманутым" (Злат.). – "**Будучи искушаем...** [[old:gen:22:01|(Быт XXII:1)]]. "Не было никакой другой причины принесения, кроме этой. Однако разве Бог не знал, что Авраам был муж терпеливый и доблестный? Совершенно знал. Если же знал, то для чего искушал его? Не для того, чтобы самому узнать, но чтобы другим показать и для всех сделать очевидным его мужество" (Злат.). – "**Принес в жертву Исаака**". "Жертва была совершена и Исаак был заклан в намерении Авраама" (Злат.). – "**Принес единородного...** "Как единородного? А Измаил? Он откуда? Называю единородным, говорит, по отношению к обетованию" (18 ст.). **//Толковая Библия.//** [<10>]