[<10>] ====== Толкования на Евр. 11:32 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках** Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. **И что еще**, говорит,** скажу? ведь не достанет мне времени повествовать о Гедеоне**, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян ([[old:sud:07:01|Суд. 7:1]] сл.), - **и Вараке**, верою своею победившего войско Сисара ([[old:sud:04:04|Суд. 4:4]] сл.), - **и Самсоне**, который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек [[old:sud:15:15|(Суд. 15:15)]], - **и Иеффае**, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских [[old:sud:11:33|(Суд. 11:33)]], - **и Давиде**, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа ([[old:1ts:17:04|1 Цар. 17:4]] сл.) - **и Самуиле**, который своею верою победил Филистимлян [[old:1ts:07:10|(1 Цар. 7:10)]], - **и о других пророках**. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И что еще скажу** Доведя речь до блудницы и достаточно пристыдив их качеством этого лица, потом ради краткости не перечисляет всех по отдельности, чтобы не показаться не знающим приличия: однако и не умалчивает совсем, но, казалось бы, прекращая речь, не оставляет без внимания. И таким образом, и не утомляет слушателя, и нисколько не хуже поучает тому, чего хочет, чрез перечисление большого количества лиц. **Недостанет мне времени, чтобы повествовать** Какого? Или вообще сказано это, как принято у нас говорить, гиперболически; или: времени, потребного для послания. **о Гедеоне **(ср. [[old:sud:06:11|Суд. 6:11–26]]),** о Вараке **(ср. [[old:sud:04:04|Суд. 4:4–9]]),** о Самсоне **(ср. [[old:sud:14:start|Суд. 14–16]])** и Иеффае **(ср. [[old:sud:11:start|Суд. 11–12]]),** о Давиде **(ср. [[old:1ts:16:start|1 Цар. 16–31]], [[old:2ts:01:start|2 Цар. 1–24]] и др.),** Самуиле **(ср. [[old:1ts:01:start|1 Цар. 1–10]])** и (других) пророках,** Некоторые спрашивают: по какой причине помещает здесь Иеффая, и Самсона, и Варака. Что ты говоришь? Сказав о блуднице, почему ему не сказать о них? Нет нужды рассказывать мне об остальной жизни их; но если они просияли верой, то на это обрати внимание. Ибо апостол занимается не жизнеописанием, но показанием веры. ===== Евфимий Зигабен ===== **И что еще глаголю; не достанет бо ми повествующу времене о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле, и о пророцех** Апостол не распространяет своих повествований, дабы не показаться многоречивым. Напротив сжато говорит и в то же время весьма понятно, с одной стороны избегая излишества, а с другой – чтобы не пропустить важнаго. И что большее, говорит он, скажу я о Гедеоне и прочих? «**недостанет бо ми времени**» потребнаго для повествования в Послании обо всех, которые чрез веру достигали праведности. Не удивительно, что и Варака и Сампсона и Иеффая он поставил в ряд с другими; ведь он упомянул и о блуднице: ибо предметом его было не подробное изложение жизни, а только – веры, потому что эти (только что указанныя лица) чрез нее прославились. **Иже верою победиша царствия** Так Гедеон победил царство Мадианитян, поверив Богѵ, повелевшему сразиться с ними, взяв с собою только триста человек и притом невооруженных, тогда как тех было огромное количество. [[old:sud:07:08|(Суд. 7:8)]]. Варак покорил царство Хананеев, поверив словам Деворы пророчицы, побудившей его к войне с ними [[old:sud:04:05|(Суд. 4:5)]], Сампсон – царство иноплеменников, т. е. Филистимлян, которые назывались и Палестинцами [[old:sud:13:start|(Суд. 13–16)]], Иеффай – Аммонитян [[old:sud:11:start|(Суд. 11–12)]]. Впоследствии и Давид победил перечисленных здесь иноплеменников, также и Самуил. Все прочие судии были руководителями народа Израильскаго вместо царей; Давид же был царь. Апостол не по порядку исчислял их, а просто привел на память тех, кто случайно вспомнился. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках** Апостол более не приводит примеров, но, окончив блудницею и пристыдив качеством этого лица, не распространяется более в повествованиях, чтобы не показаться многословным; впрочем, и несовершенно оставляет их, но весьма мудро перечисляет их мимоходом, достигая двоякой пользы - избегая излишества и не нарушая полноты (Злат.). Некоторые осуждают Павла за то, что он поставил Варака, Самсона и Иефеая на этом месте. Но что говоришь? Разве он мог не упомянуть об них, упомянув о блуднице? Здесь речь идет не о прочих обстоятельствах их жизни, но о том, была ли у них вера, сияли ли они верою (Злат.). [<10>]