[<10>] ====== Толкования на Евр. 11:33 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов** **Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом** [[old:dan:03:027|(Дан. 3:27)]], - и **совершали правду**, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых ([[old:3ts:18:40|3 Цар. 18:40 - 21:19]] и др.), - и **получили обетования**, Илия, восхищенный на небо ([[old:4ts:02:01|4 Цар. 2:1]] сл.), - и **заграждали уста львов** - Даниил [[old:dan:06:22|(Дан. 6:22)]]. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **которые верою побеждали царства** (ср. [[old:sud:07:start|Суд. 7]]) Воины, бывшие с Гедеоном. **творили правду** Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, – восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство //правды// – воздавать каждому по достоинству получали обетования. Как например, Давид. Ибо говорит: //клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем// [[old:ps:131:11|(Пс. 131:11)]]. Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же – на Господе Иисусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире. Так толкуют имя Соломон, то есть мирный. **заграждали уста львов** Даниил [[old:dan:06:start|(Дан. 6]]; [[old:dan:14:start|Дан. 14)]] и Самсон. ===== Евфимий Зигабен ===== **которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов** **Одеяша правду** Пророки, идущие по пути добродетели. Или же «правдою» называет человеколюбие. Это делали они веруя, что в будущем веке получат воздаявие за труды свои. Или же под праведностию будем разуметь праведность в частном смысле, каковую Давид обнаружил в отношении к Саулу, много раз оберегая его, как царя. **Получиша обетования** По вере в то, что обещал им Бог, устремляя их на брань или на иное какое-либо дело, и за свое повиновение они получили обетования, очевидно, касавшияся настоящей жизни, победу, напр., над врагами и иное какое-либо временное счастие, а Давид достиг того, что сущие от его семени царствовали после него в преемственном порядке. **Заградиша уста львов** Как напр., пророк Даниил, когда он заградил уста львов, которым он отдан был на съедение. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов** **Иже верою победиша царствия**. На веру Апостол указывает как на основание доблестных подвигов: потому что все далее исчисляемые дела совершаемы были по вере в Бога, в уповании на Божескую помощь и при содействии Божеской силы. И самые дела, о которых говорит Апостол, получают высокое значение потому, что праведники совершали их не по обыкновенным житейским побуждениям, не по вражде к другим, не из тщеславия, и не из корыстных видов, но **по вере**, с благоговением пред Богом, и в уповании на Бога, повинуясь воле Божией [[old:ps:059:08|(Пс. 59, 8–14;]] [[old:ps:017:33|17, 33]] и след.). **Победиша царствия**. Побеждали царей и народы. Так Иисус Навин, вступив в обетованную землю, победил многих царей с их народами; Давид победил Филистимлян, Едомитян, Амалекитян, Моавитян и другие народы. **Содеяша правду**, творили правду, т. е. и сами поступали по правде, и другим оказывали справедливость, или и с другими поступали по правде как судии, как цари, или как пророки. Можно указать на пример Моисея [[old:ish:18:start|(Исх. гл. 18;]] [[old:chis:16:start| Числ. гл. 16)]], Самуила [[old:1ts:12:start|(1 Цар. гл. 12)]], Давида [[old:1ts:08:start|(1 Цар. гл. 8;]] [[old:1par:18:start|1 Парал. гл. 18)]]. Правда их была высока: не побуждения выгоды, чести или славы, руководили ими, но вера была главным началом всех дел их справедливости. **Получиша обетования**. Получали в настоящей жизни те обетования или Божии благословения, которые были обещаны им. Так Иисус Навин получил то обетование, что избранному народу дана будет древле обещанная патриархам страна, и он ввел Израильтян в обетованную землю [[old:nav:01:03|(Иис. Нав. 1:3]] и след.). Давиду обещано было чрез пророка быть царем Израиля, и он получил обещанное, т. е. сделался царем. Иудеям обещано было освобождение от плена вавилонского, и в определенное Богом время они возвратились в свою землю. **Заградиша уста львов**. Это относится к тем мужам, которые или, при помощи Божией, преодолевали львов крепостью своей силы, как Сампсон [[old:sud:14:06|(Суд. 14:6)]] и Давид [[old:1ts:17:34|(1 Цар. 17:34,]] [[old:1ts:17:35|35)]]; или охраняемы были от свирепости львов особенным попечением Божиим, как Даниил, который, будучи ввержен в ров львиный, остался невредим, как сам он свидетельствовал: //Бог мой посла Ангела своего, и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обретеся пред Ним правда моя// [[old:dan:06:22|(Дан. 6:22)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 33-34 **которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих** "Видишь ли, что апостол не свидетельствует здесь об их славной жизни? Не в этом здесь преимущественно состоит и вопрос, а раскрывается вера. Именно спрашивается: верою ли они совершали все? //Верою//, говорит он, //победиша царствия,// бывшие при Гедеоне. //Содеяша правду.// Кто? Те же самые. Или правдою он называет здесь человеколюбие. //Получиша обетования.// Думаю, что это сказал он о Давиде. Какие же обетования получил он? Те, которые заключались в словах, что семя его сядет на престоле его [[old:ps:131:11|(Пс СХХXI:11)]]. //Заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча.// Смотри, как находились в смертной опасности - Даниил, окруженный львами, три отрока, бывшие в печи, Авраам, Исаак и Иаков - в различных искушениях, и однако не отчаивались (Злат.). - //"Избегали острие меча..."// Думаю, говорит Златоуст, что и это сказал он также о трех отроках. - //"Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих..."// Здесь он разумеет обстоятельства исхода из плена Вавилонского. -// От немощи// - т.е. от плена (Злат.). Когда обстоятельства Иудеев находились в отчаянном положении, когда они нисколько не отличались от мертвых костей, тогда и произошло возвращение их (из плена). **//Толковая Библия.//** [<10>]