[<10>] ====== Толкования на Евр. 11:34 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих** **Угашали силы огня** - Анания и его сотоварищи ([[old:dan:03:023|Дан. 3:23]] сл.), - **избегали острия меча** - те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить ([[old:dan:03:001|Дан. 3:1]] сл.), также Урия [[old:ier:26:23|(Иер. 26:23)]], и Илия [[old:3ts:19:03|(3 Цар. 19:3)]] и пророки, - **укреплялись от немощи** - Езекия царь ([[old:4ts:20:01|4 Цар. 20:1]] сл. [[old:is:38:01|Ис. 38:1]] сл.) и Елисей, - **были крепки на войне** - Авраам, Лот, Моисей, Иисус, - **полки прогоняли чужих** - Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **угашали силу огня** Три отрока [[old:dan:03:010|(Дан. 3:10–22)]]. Не сказал: угашали огонь, но //силу огня//, что сильнее. Ибо хотя он окружал их, но не имел силы жечь их. **избегали острия меча** Также три отрока, или вернее сказать – Илия – меча Иезавели [[old:3ts:02:start|(3 Цар. 2–18)]] и сам Давид – меча Саула. **укреплялись от немощи** Возвратившиеся из плена вавилонского: ибо они ничем не отличались от костей мертвецов, как сказано у Иезекииля [[old:iez:37:11|(Иез. 37:11–14)]]. Но и немощный Езекия получил прибавление жизни [[old:4ts:20:01|(4 Цар. 20:1–11)]]. **были крепки на войне, прогоняли полки чужих** Это также относится к тем же самым, возвратившимся из Вавилона. Ибо соседние народы, всегда завидовавшие им, тогда еще более нападали на них, но они, уповая на силу Божию, верой побеждали их ([[old:1mak:06:28|1 Мак. 6:28–42]]; [[old:2mak:08:01|2 Мак. 8:1–6]] и др.). Более же всего подходит это к Самсону. ===== Евфимий Зигабен ===== **угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих** **Угасиша силу огненную** Как, напр., три отрока в Вавилоне. **Избегоша острея меча** Как, напр., Илия, уклонябь от козней Иезавели, или те же три отрока: ибо многие, впоследствии устроив против них козни, не победили их. **Возмоииша от немощи** Как, напр., Езекия [[old:4ts:20:01|(4 Цар. 20:1)]], или возвратившиеся из плена Вавилонскаго: ибо они в рабстве и злострадании до того изнемогли, что похожи были на мертвецов; но по благоволению Божию они снова укрепились, так что способны были к войне, почему он далее и прибавил: **Быша крепцы во бранех** когда воевали с ними народы, обитавшие вокруг Палестины и препятствовавшие им водвориться в их отечестве [[old:neem:04:17|(Неем. 4:17)]]. **Обратиша в бегство полки чуждих** Полки иноплеменников они прогоняли и побеждали. Здесь опять речь о том, что они настолько укрепились в силах своих, что способны были воевать с противоборцами и побеждать их. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих** **Угасиша силу огненную**. Это относится к трем отрокам еврейским, которые в оковах брошены были, по повеленью царя, в печь полную огня, и остались невредимы: Анания, Азария и Мисаил ходили в печи и прославляли Бога [[old:dan:03:022|(Дан. 3:22–24)]]. Так верою в Бога Израилева они угасили или победили силу огня. **Избегоша острея меча**. Избегали острия меча, или поражения мечем от врагов, искавших погибели их.Так Давид неоднократно избегал меча Саулова [[old:1ts:18:25|(1 Цар. 18:25;]] [[old:1ts:19:01|19:1]] и след.); пророк Илия спасался от меча Ахава и Иезавели [[old:1ts:17:start|(1 Цар. гл. 17–19)]]; пророк Елиссей – от меча Израильского царя Иорама [[old:4ts:06:31|(4 Цар. 6:31)]]. **Возмогоша от немощи**. Укреплялись от немощи. Так праведный Иов, силою веры, укрепился после тяжких страданий; так Иезекия бывший при смерти, по молитве, выздоровел [[old:4ts:20:start|(4 Цар. гл. 20;]] [[old:is:38:start|Ис. гл. 38)]]. **Быша крепцы во бранех**. Это можно относить и к еврейским вождям и к царям Иудейским, которые, под покровительством Божиим, были крепки в войне и побеждали врагов. Таковы: Иисус Навин, Гедеон и другие Судии, которые Богом призываемы были к освобожденью Евреев от врагов; иудейские цари: Авия [[old:2par:13:start|(2 Парал. гл. 13)]], Аса [[old:2par:14:11|(14, 11–15)]], Иосафат [[old:2par:20:start|(гл. 20)]], Езекия [[old:4ts:19:35|(4 Цар. 19:35)]]; также Иуда Маккавей [[old:1mak:03:start|(1 Мак. гл. 3)]]. **Обратиша в бегство полки чуждых**. «Прогоняли полки чужих». Под **чуждыми** или чужими разумеются не принадлежащие к избранному народу или язычники, каковы были народы, издревле населявшие обетованную землю, которых Евреи, по повеленью Божью, истребляли, под управлением Иисуса Навина, когда занимали эту страну; также и другие народы, окружавшие Евреев в земле обетованной. С этими народами Евреи часто должны были вести войны, или защищаясь от их нападений, или освобождаясь от рабства их, как, например, Гедеон прогнал полки Мадианитян [[old:sud:06:start|(Суд. гл. 6–8)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих** См. Толкование на [[new:evr:11:33#lopuxin_ap|Евр. 11:33]] [<10>]