[<10>] ====== Толкования на Евр. 11:35 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение** **«Жены получили умерших своих воскресшими»**. Этими женщинами были – Сарептянка [[old:3ts:17:start|(3 Цар. 17)]] и Сонамитянка [[old:4ts:04:start|(4 Цар. 4)]]; из которых первая приняла своего умершего сына живым из рук Пророка Илии; а Сонамитянка – своего сына из рук Елисея; каждая же из них делами явили свою великую веру. Так, вот, Сарептянка с верою ожидала обетованного Пророком умножения съестных припасов, и прежде чем накормить свое дитя, напитала Пророка из пригоршни муки и немного елея, единственное что она имела съесть и после этого умереть вместе с сыном. Но и когда ее отрок, уже после пришествия Ильи, разболелся и умер, – потому что говорится: //«болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания»//, – она не изгнала Пророка, не порицала, не отошла от богопочитания, которому она научилась от него, но саму себя обвиняла и считала, что ее грехи явились причиной беды: в самом горе называя Илию //«Человеком Божиим»//, больше саму себя виня и говоря не столь скептически, сколько убедительно: «Что мне и тебе, Человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Ты – свет, по сопричастности к Свету, – говорит она, – как служитель Солнца Правды, и, придя, ты вывел на свет мои скрытые грехи, и эти мои грехи убили моего сына. – Заметьте, какая вера у этой чужеземной женщины; заметьте, какое смирение! Посему и заслуженно она сначала прияла от Бога то, чтобы стать избранной, и удостоилась стать примером призвания язычников и (их) веры, а затем и сына своего прияла живым. Сонамитянка же показала свою веру и на основании того, что она сказала мужу своему относительно Елисея, и на основании того, что она приготовила для приема Пророка, и на основании того любомудрия, которое она проявила, когда умер ее сын. Потому что стойко скрывая горе, она прибежала к Пророку, и влекла его в свой дом, говоря ему: //«Жив Господь, и жива душа твоя, аще оставлю тебе»//. И за свою веру она приняла из рук Пророка сына своего воскресшим; так что не меньшим поразительным чудом, совершенным сими Пророками, была и вера тех матерей, приявших воскресшими своих сыновей; как и Павел явил, говоря: **«Верою прияша жены от воскресения мертвых своих»**. **//Омилия 42. На 3-е воскресное Евангельское чтение по Луке.//** ---- Насчитывая же среди тех, которые прославились своей верой и сами явились свидетелями ее силы, он упоминает и то, что верою **«жены получили умерших своих воскресшими»**. А это – Сарептянка и Сонамитянка; из которых первая своего умершего сына приняла от Пророка Илии снова живым [[old:3ts:17:23|(3 Цар. 17:23)]], Сонамитянка же – своего сына от Пророка Елиссея [[old:4ts:04:30|(4 Цар. 4:30]], [[old:4ts:04:36|36)]]. Каждая же из них, своими делами, явила большую веру. Сарептянка – принявшая на веру обещанное Пророком умножение съестных продуктов, и прежде чем накормить детей, накормившая его от пригоршни муки и немного елея, – все съестное, что у нее было, после чего ей оставалось умереть вместе с детьми. Но и когда сын ее, после прибытия Илии, разболелся и умер, – //«бе болезнь его крепка зело, дондеже не остася в нем дух его»// [[old:3ts:17:17|(3 Цар. 17:17)]], она не оттолкнула Пророка, не порицала, не уклонилась от богопочитания, которому научилась у Пророка, но укоряла саму себя и считала, что ее грехи явились причиной несчастья, в самом своем несчастии называя Илию //«Человеком Божиим»//, себя же скорее виня и говоря скорее убедительно, чем насмешливо: //«Что мне и тебе, Человече Божий, вшел еси ко мне воспомянути неправды моя, и уморити сына моего»// [[old:3ts:17:18|(3Цар.17:18)]]? Ты – свет, говорит она, по участию в свете, как служитель Солнца Правды, и твоим присутствием сделал видимыми мои невидимые грехи, а они умертвили моего сына. Видите ли веру женщины иноплеменницы? Видите ее смирение? Посему естественно, что она была избрана Богом в начале и удостоилась стать предначертанием призвания язычников и их веры, а затем приняла и сына своего ожившим. Сонамитянка же и на основании тех слов, которые она сказала своему мужу об Елисее, и на основании того, что она приготовила для принятия Пророка, и на основании любомудрия, которое она обнаружила, когда умер ее сын, явила свою веру: потому что молчаливо скрывая свою скорбь, она побежала к Пророку и повлекла его к себе в дом, говоря ему: //«Жив Господь, и жива душа твоя, аще оставлю тебе»// [[old:4ts:04:30|(4 Цар. 4:30)]]. И за такую ее веру, она приняла от Пророка сына своего воскресшим. Так что не большим было изрядное это чудо, совершенное оными Пророками, чем и вера этих матерей, которые восприяли умерших своих сыновей воскресшими; как и Павел показал это, говоря: **«Верою жены получили умерших своих воскресшими»**. Но хотя Пророки имели содействующую им веру матерей и богоугодность, однако, один из них – Илия, также и к другим прибегнул средствам, и с воплем воскликнул к Богу, говоря: //«Увы мне, Господи, Свидетелю вдовы, у неяже аз ныне пребываю, Ты озлобил еси еже уморити сына ея»; и призва Господа, и рече: «Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрочища сего в онь, и бысть тако»// [[old:3ts:17:20|(3 Цар. 17:20–21)]]. Второй же, – Елисей, не только прижимался к умершему отроку обходя его и ходя взад и вперед по горнице до седми раз, но и, как написано, помолился Господу, и таким образом оживил сына Сонамитянки [[old:4ts:04:32|(4 Цар. 4:32–37)]]. **//Омилия 51. На третье воскресение Евангельских чтений по Луке.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение** Получали жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика ([[old:3ts:17:17|3 Цар. 17:17]] сл. [[old:4ts:04:17|4 Цар. 4:17]] сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею ([[old:2mak:06:01|2 Мак. 6:1]] сл. [[old:2mak:07:01|7:1]] сл.): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **жены получали умерших своих воскресшими** Сарептская вдова чрез Илию [[old:3ts:17:20|(3 Цар. 17:20–23)]] и соманитянка чрез Елисея [[old:4ts:04:32|(4 Цар. 4:32–37)]]. **иные же замучены были** То есть обезглавлены, как Иоанн Креститель [[new:mf:14:03|(Мф. 14:3–11)]], как Иаков, сын Зеведеев [[new:act:12:02|(Деян. 12:2)]]. Некоторые, впрочем, мучение объясняли в смысле бичевания палками. **не приняв освобождения** То есть они могли бы не обличать тех, кого они обличали, и таким образом избавиться от наносимого им наказания, но они не пожелали этого. **дабы получить лучшее воскресение** //Лучшее// – не такое, какое дети тех жен; или //лучшее// сравнительно с прочими людьми. Ибо святые в блеске будут подняты на облаках в сретение Господа, что в другом месте [[new:fil:03:11|(Флп. 3:11)]] называет восстанием – έξανάστασις. И вообще – в жизнь вечную. Остальные же будут пребывать внизу, и воскресение будет им в вечное наказание. ===== Евфимий Зигабен ===== **жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение** **Прияша жены от воскресения мертвых своих** Так, напр., вдова Сарептская чреи Илию [[ old:3ts:17:22|(3 Цар. 17:22-23)]], а Соманитянка чрез Елисея [[old:4ts:04:34|(4 Цар. 4:34-35)]] приняли из мертвых живыми детей своих посредством воскрешения. **Инии же избиени Быша** Потерпели усечение глав Иоанн Предтеча и Апостол Иаков [[new:act:12:02|(Деян. 12:2)]], ибо и это есть избиение, равно как и лишение жизни чрез побиение палками. Некоторые и из предшествовавших им пророков и праведников потерпели такую же участь. **Не приемше избавления** Не получивши избавления от такого мучения: между тем как им было возможно молчать и не подвергаться избиению, они предпочли умереть таким образом. Далее указывает Апостол и причину: **Да лучшее воскресение улучать** Славное блаженное, вводящее в царство вечное. Его они не получили бы, если бы не веровали относительно грядущих благ. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение** **Жены получали мертвых своих воскресшими**. Так вдова в Сарепте Сидонской получила умершего своего сына воскресшим по молитве пророка Илии [[old:3ts:17:17|(3 Цар. 17:17–23)]]; женщина Сунамитянка получила также умершего своего сына воскрешенным от пророка Елисея [[old:4ts:04:35|(4 Цар. 4:35,]] [[old:4ts:04:36|36)]]. Чрез эти чудесные события раскрывалась сила веры и в чудотворцах – пророках, и в тех, для которых совершены чудеса. **Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение**. Доселе Апостол говорил о таких подвижниках веры, которые и в настоящей жизни получали благословение Божие за свои подвиги, или видели благословенный конец своих подвигов; а теперь упоминает о подвижниках и страдальцах, в настоящей жизни не получивших видимой награды за свои подвиги, но подвергшихся великодушно тяжкой смерти, в надежде воздаяния в будущей жизни. Так замучены были до смерти братья Маккавеи [[old:2mak:07:start|(2 Мак. гл. 7)]] и учитель их Елеазар [[old:2mak:06:start|(гл. 6)]]. Они могли бы освободиться от страданий и смерти, если бы согласились нарушить закон; но, надеясь получить лучшее воскресение, решились лучше умереть, чем оскорбить Бога нарушением Его закона, то есть решились лучше умереть верными Богу, чтобы воскреснуть не к осужденью, а к полученью вечного блаженства. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение** //"Жены получали умерших своих воскресшими..."// Здесь он говорит о пророках Елисее и Илии, которые воскрешали мертвых. - //"Иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение..."// Здесь, мне кажется, - говорит Златоуст, - он разумеет Иоанна Крестителя и Иакова, потому что //избиением// (apotumpanismoV) обозначается отсечение головы. Они могли бы взирать на свет солнечный, могли бы не делать обличений, и однако решились умереть; и те, которые воскрешали других, сами избрали себе смерть, чтобы получить лучшее воскресение. [<10>]