[<10>] ====== Толкования на Евр. 11:37 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления** Были побиваемы камнями - Моисей, Навоф (Навуфей [[old:3ts:21:13|3 Цар. 21:13]], ср. [[old:2par:24:20|2 Пар. 24:20]]), - разсекаемы были, как Захария и Исаия, - искушаемы были разнообразно, как Иов ([[old:iov:01:01|Иов. 1:1]] сл.), - убийством меча умирали - Михей, Урия, Иоанн ([[old:ier:26:23|Иер. 26:23]] ср. [[old:3ts:19:10|3 Цар. 19:10]]; [[new:mf:14:10|Мф. 14:10]] и парал.), - скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей [[old:3ts:10:13|(3 Цар. 10:13.19]]; [[old:4ts:02:08|4 Цар. 2:8.13.14)]], - терпя недостатки, скорби, озлобления. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **были побиваемы камнями** Например, Навуфей [[old:3ts:21:01|(3 Цар. 21:1–15)]], а потом и Стефан [[new:act:06:08|(Деян. 6:8–15]], [[new:act:07:01|7:1–60)]]. **перепиливаемы** Например, Манассией – Исаия, которого, говорят, перепилили даже деревянной пилой, чтобы это было для него тягчайшим наказанием, хотя он и без того был мучен сверх меры. **умирали от меча** Например, Михей и Захария, Иоанн Креститель и Иаков. Смотри, как одни по вере //избегали острия меча//, другие же //умирали от меча//. Таково значение веры; она совершает великие подвиги и терпит великие мучения, и при этом нисколько не думает, что страдает. Итак, почему вы, никогда еще не испытавшие ничего подобного, сетуете? **скитались в ми́лотях и козьих кожах** Например, ученики Илии, – так они были нестяжательны. Так как евреи еще не имели такого понятия об апостолах, то после упоминания о них переходит к славному пророку, взятому на небо. Выражение //скитались// обозначает, что они подвергались преследованиям, и потому не оставались в одном месте. //Милоть// же – это кожа козы, или овцы. **терпя недостатки** Например, тот же самый Илия и Елисей. Ибо женщины питали их. **скорби, озлобления** Не мало скорбей доставляла Илии Иезавель, преследовавшая его. ===== Евфимий Зигабен ===== **были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления** **Камением побиени Быша** Как напр., Стефан [[new:act:06:start|(Деян. 9)]]. **Претрени Быша** Как, напр., Исаия **Искушени Быша** вытерпели разнообразный испытания, как лногие иа Еллинов, так и из Иудеев, принявших веру. **Убийством меча умроша** Некоторые из тех же самых. Или же теперь речь и о Захарии. Но зачем он говорит; что одни «избегоша острея меча», a другие «**убийством меча умроша**»? ведь то и другое друг другу противоположно. Да, одно другому противоположно, но то и это совершилось по одной и той же вере: ибо и то и другое действие веры достойно удивления, и то что один избегает великой опасности, и то, что другой терпит великое бедствие. В самом деле, одни, окруженные опасностями и верующие, что спасутся, действительно спаслись, другие же погибшие, веруя, что достигнуть великих благ, презрели смерть и охотно решились умереть. **Проидоша в милотех и козиих кожах** Употребив слово «**в милотех**», он пояснил его следующим словом. Собственно милоть есть одеяние из овечьих шкур, в несобственном же смысле – и из козьих кож. «**Проидоша**» же в таких кожах по крайней своей бедности Илия и Елисей: ибо к ним он снова возвращается. Так как Апостолы и другие доброхвальные ученики (Христовы) еще не пользовались в глазах евреев столь великою славою, то он и переносить мысли их к Илии, и Елисею, коих они весьма уважали, и напомнив им, что эти мужи вытерпели. отсюда подает им ободрение и утешение для благодушия и твердости в искушениях. **Лишени, скорбяще, озлоблени** Примеры, знакомые для тех, к кому написано это Послание: ибо и сами они потерпели то же самое. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления** **Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке**. Так, по приказанью нечестивой Иезавели, побит камнями Навуфей [[old:3ts:21:13|(3 Цар. 21:13,]] [[old:3ts:21:14|14)]]; пророк Азария (по иным Захария), сын Иодаев, убит был камнями, по повелению Иоаса царя, за обличение нечестия [[old:2par:24:20|(2 Паралип. 24:20,]] [[old:2par:24:21|21)]]. Сохранилось древнее еврейское предание о том, что Исаия пророк был перепилен. Подвергались пытке патриархи – Авраам, Иаков, Иов. **Умирали от меча**. Так умерли от меча триста пять священников в Намве, по повеленью Саула [[old:1ts:22:18|(1 Цар. 22:18)]]; так побиты пророки Божии по повеленью нечестивой Иезавели [[old:3ts:19:10|(3 Цар. 19:10,]] [[old:3ts:19:14|14)]]. О таких избиенных Господь говорил: //Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением побиваяй посланные к тебе// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37)]]. **Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления**. «Так терпели великий Илия; так жил Елисей, великий наследник его благодати; так проводила жизнь большая часть пророков, которые и домов не имели, но рубили дерева и строили себе кущи». Милоть – одежда из овечьей кожи. Пророки обыкновенно проводили самую простую жизнь; переходили с места на место; терпели нужду иногда в самом необходимом, как в пище и питии, за слово истины переносили всякие оскорбления и обиды, чему примером служит пророк Илия [[old:3ts:17:start|(3 Цар. гл. 17-19)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления** См. Толкование на [[new:evr:11:36#lopuxin_ap|Евр. 11:36]] [<10>]