[<10>] ====== Толкования на Евр. 12:4 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает** **Ибо**, хотя вы доселе и имели преследования, однако **еще не** подверглись убиению, - и хотя вы противоборствовали в меньшем подвиге, однако доселе вы **еще не** до подвига **крови против греха** подвизались. Это сказал он потому, что они были преданы миру и закону, обрезывались и продолжали еще исполнять предписания закона. Приводит им притчу в пример из Премудрости Соломоновой, говоря: //Сын мой! не пренебрегай научения Господня и не унывай, ибо кого любит Господь, и наказывает// [[old:pr:03:11|(Притч. 3:11-]][[old:pr:03:12|12)]]. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ** Вы еще не до крови сражались** Два вида утешения - противоположные друг другу: один - когда кто-либо говорит другому: ты много потерпел, помни об этом; другой - когда говорят: ты еще не претерпел ничего великого. Первый ободряет усталую душу, имеющую многих свидетелей страдания ее; другой смиряет душу, намеревающуюся возвыситься, и возбуждает беспечную. Павел пользуется теперь обоими этими видами по отношению к евреям. Ибо сказав выше, что выдержали великий подвиг страданий [[new:evr:10:32|(Евр. 10:32)]], и убедив их подражать самим себе, теперь, напротив, показывает, что они еще не совершили ничего достойного похвалы, дабы не возгордились. И обрати внимание на его мудрость. Напомнив о ветхозаветных святых, перенесших такие великие страдания, и о Самом Господе, потом показывает, что их скорби ничтожны. Ибо, говорит, вы не дошли еще до смерти, вы терпите преследования и хищение имущества: Христос же дошел до смерти. Словом сражались показывает, что хотя грех чем-то сильно и противодействует им, но они остаются твердыми и сильными в борьбе, правда, еще не в благоприятной, но довольно легкой. **Подвизаясь против греха** Против диавола, который есть самый грех, как изобретатель и наставник ему; или против того же самого греха и позорных страстей его, враждебных и губительных для нас. ===== Евагрий Понтийский ===== **Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха** Не думай, что уже стяжал добродетель, если прежде не сражался за неё вплоть до крови. Ибо должно до крови сражаться, безукоризненно подвизаясь против греха, согласно божественному Апостолу. //**Главы о молитве.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха** **Не у до крове стасте** Есть два вида утешения: первый, когда мы свидетельствуем кому-либо о его великом злострадании, второй, когда говорим, что он ничего особеннаго не потерпел. Первый способ (утешения) ободряет душу страждущую, так как она имеет многих свидетелей своих страданий; второй сдерживает душу, способную возгордиться (своими страданиями), и поддерживает (в терпении) душу слабую. Таким образом употребив выше первый вид (утешения), теперь употребляет другой и говорит: еще не до смерти вы противостояли страданиям. Ущерб ваш ограничивался лишением имущества, безславием, гонением; тогда как Христос и Кровь Свою честную пролил за нас. Указывая же, против кого (у них) вооружение, он прибавил: **Противу греха подвизающеся** Против виновника греха – диавола, как его изобретателя и внушителя; или против самого греха и его гнусных страстей, враждебных нам и гибельных для нас. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха** Смысл этих слов следующий: вы еще не подверглись смерти, вы только потеряли имущество и славу, вы только потерпели изгнание; Христос пролил кровь Свою за вас, а вы и за себя не пролили ее; Он даже до смерти стоял за истину, подвизаясь за Вас, а вы еще не подвергались опасностям, угрожающим смертью (Злат.). - //"Подвизаясь против греха..."// Здесь апостол показывает, что и грех сильно нападает и также вооружен (Злат.). [<10>]