[<10>] ====== Толкования на Евр. 12:11 ====== ===== Прп. Нил Синайский ===== **Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности** Бог, изначала зная, что для нас полезно, жизнь человеческую разделил на две: на жизнь настоящую и будущую. И, желая показать, что настоящая жизнь существам разумным нужна для обучения, соделал ее исполненною скорби, печали, болезни, потому что всякое обучение и образование соединено с печалями и страданиями, от которых обучаемые делаются целомудреннее и совершеннее. Сему ясно научает нас действительный опыт. Ибо всякий, кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и в поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих. Сие же выражает и святый Павел, говоря: **«всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздаст правды»** [[new:evr:12:11|(Евр. 12:11)]]. А сим и нас научая с удовольствием переносить печальное и неприятное, но приводящее к какому-либо доброму концу, пишет: //«сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай, от Него обличаемый, его же бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет. Наказание терпите»,// и так далее [[new:evr:12:05|(Евр. 12:5–7)]]. **//Письма на разные темы. Анфипату Созимиану.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности** Буду же я утешаться представлением отрадных последствий временного наказания Господня, и стану я неослабно подвизаться на пути добродетели. Буду я жить в мире и святости со всеми. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ** Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью** Опять от общей мысли взял повод к убеждению и говорит: //"всякое наказание"//, и Божие, и человеческое, //"кажется не радостью, а печалью"//. Прекрасно говорит: кажется, ибо в действительности не печаль. Ибо как было бы оно собственно печалью, будучи матерью радости? Но по отношению к нам, с недовольством относящимся к воспитанию, сказано: кажется. **Но после наученным через него доставляет мирный плод праведности** Что значит: //"мирный"//? - то есть непоколебимый, легкий, приятный. Ибо печалящийся чувствует смятение, а радующийся чувствует некую легкость и спокойствие. Это же - плод правды, потому что Бог, будучи праведным, успокаивает там опечаленных в этом веке. Смотри же, что воспитание называет упражнением (γυμνασίαν), так как оно укрепляет верующих и делает их как бы атлетами и более твердыми. Итак, для чего вы избегаете того, что укрепляет души ваши? ===== Евфимий Зигабен ===== **Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности** **Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти** Он снова повод к убеждению берет от общей мысли. И кстати сказал: «**не мнится**»; ибо наказание ведет к радости, является в последствии как бы матерью сердечнаго веселья но оно «**не мнится**» таким для тех, кто с тяготою переносит его. **Но печаль** Так как тяжело переносится оно в настоящей жизни и особенно в начале производить большую скорбь. А под словом «**всякое**» Он разумеет и человеческое (телесное) и духовное. **Последи же плод мирен наученым тем воздает правды** А в конце, или после конца оно «плод правды мирен воздает», т. е. приносит безмятежный и приятный плод добродетели тем, которые путем наказания получили свое нравственное воспитание, которые в течение долгаго времени и с большим терпением переносили его, зная, что оно воспитывает подвижников и делает их более крепкими и более совершенными в добродетели. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности** Принимающие горькие лекарства сначала испытывают неприятное чувство, а потом чувствуют пользу. Такова и добродетель, таков и порок: в последнем испытывается сначала удовольствие, а потом скорбь; в первой - сначала скорбь, а потом удовольствие. И, однако, то и другое неравно; совершенно не одно и тоже - наперед испытать скорбь, а после - удовольствие, или - испытать наперед удовольствие, а после - скорбь. Почему? Потому что в последнем случае ожидание будущей скорби уменьшает настоящее удовольствие, а в первом - ожидание предстоящего удовольствия много ослабляет настоящую скорбь, так что иногда там не чувствуется даже никакого удовольствия, а здесь - никакой скорби. Впрочем, не в этом только отношении есть различие, но и в другом - в том именно, что неравны относительно продолжительности времени, но одно меньше, а другие - гораздо больше... Отсюда Павел и заимствует утешение... Вы скорбите? - говорит он. Это понятно: таково всегда наказание, с этого оно начинается...,// кажется не радостью// (следовательно, не есть на самом деле).... за то //после наученным через него,// т.е. долго терпевшим и страдавшим, //доставляет мирный плод праведности,// слав. :// плоды мирны// (karpon eirhnikon) = выражая так великое их множество (Злат.). [<10>]