[<10>] ====== Толкования на Евр. 12:15 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие** **Наблюдайте, чтобы кто из вас не лишился благодати Божией**, которая излилась на нас чрез Евангелие Господа нашего. **И чтобы **какой-либо** корень горечи, вверх возросши**, то есть какая-либо (еретическая) секта, **не причинил** вам **вреда** и чтобы **многие не** погибли чрез него. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ** Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией** Подобно тому, как некто, проходя длинный путь в сопровождении множества людей, говорит: смотрите, чтобы кто-нибудь не отстал. Ибо я стараюсь не о том, только, чтобы не сблизились, но чтобы вы и за другими наблюдали, то есть навещали, узнавали, разведывали, что касается немощных: если бы и один оказался последним, то чтобы и им не пренебрегали. Веру же и доброе поведение и будущие блага называет благодатью Божией, ибо все это от благодати. **Чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда** Это находится во Второзаконии [[old:vtor:29:18|(Втор. 29:18)]]. Метафору же он взял от растений. Что говорит в другом месте: //"малая закваска заквашивает все тесто"// [[new:gal:05:09|(Гал. 5:9)]], то говорит и здесь, чтобы кто-нибудь лукавый не был допущен на погибель большинства: отсеки корень горечи, то есть греха, чтобы не дал ростков, то есть чтобы других не сделал такими же. А что грех горек, что нет ничего более горького, - это знали те, кто после совершения его угрызается совестью. Заметь, не сказал: горький корень, но: корень горечи; ибо горький корень может приносить сладкие плоды, но корень горечи, то есть источник и причина (этой самой горечи, - Прим.Ред.) не может принести когда-либо сладкий плод. **И чтобы им не осквернились многие** Ибо, видя нечестивых, легкомысленные вступают в соревнование с ними и таким образом оскверняют души. Итак, пусть будут вырублены такие корни. ===== Евфимий Зигабен ===== **Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие** **Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия** Наблюдая друг за другом, зорко смотря, тщательно следя, как бы кто не отстал от благодати Христовой, подобно тем, которые во время путешествия отстают от других по слабости. » Благодатию« Христовою Апостол называет здесь будущия блага, которых лишаются хромающие на поприще добродетели, и не успевающие, или же теряющие их по нерадению. **Да не кий корень горести, выспрь прозябали, пакость сотворит** Об этом сказано во Второзаконии [[old:vtor:29:18|(Втор. 29:18)]], и образ взят с растений. «Корнем горести» называет здееь испорченную жизнь и вредное учение. «**Выспрь же прозябает**», когда увеличивается вросте и выступает наружу. Пакость творит, когда, прикасаясь к другим, заражает их порчею. Или и иначе: корнем горести называет грех, как причину горести. В самом деле, хотя в момент совершения греха грешник и ощущает удовольствие, но за то после горьким образом расплачивается за него, и это знают жестоко терзаемые и угнетаемые совестию по совершении греха. И Апостол не сказал: горький корень, а сказал: корень горести; потому что горький корень может приносить плоды сладкие и приятные, а корень горести, как источник и причина горечи, никогда: ибо все, от него исходящее, горько и неприятно. **И тем осквернятся мнози** Сделавшиеся причастниками заразы, отсюда происходящей; а посему нужно таковые обретаемые корни вырывать й выбрасывать, чтобы они, произращая из себя ветви, не причинили вреда многим. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие** "Видишь, говорит Златоуст, как апостол везде заповедует всякому содействовать общему спасению? [[new:evr:03:13|(Евр 3:13)]]. Не предоставляйте, говорит, всего учителям, не возлагайте всего на предстоятелей; и вы можете назидать друг друга... [[new:1sol:05:11|(1 Сол 5:11]]; [[new:1sol:04:18|4:18)]] Вы можете, если захотите, больше нас сделать друг для друга; вы чаще обращаетесь друг с другом, лучше нас знаете дела свои, видите взаимные недостатки, больше имеете откровенности, любви и общительности; а это немаловажно для научения, но доставляет великие и благодетельные удобства". - //"Чтобы кто не лишился благодати Божией"//. Благодатью Божиею апостол называет будущие блага, евангельскую веру, добродетельную жизнь: все это от благодати Божией (Злат.). - //"Чтобы какой горький корень..."// и т д. Это говорится во Второзаконии [[old:vtor:29:18|(XXIX:18)]], а самое выражение в переносном смысле заимствовано из примера растений. Если будет такой //корень горести//, т.е. приносящий вред, то не позволяй ему пускать ростков, но вырывай его, чтобы он не принес свойственных ему плодов, чтобы не заразил и не осквернил других... Справедливо он называет грех горьким; действительно, нет ничего столь горького, как грех. Это знают те, которые после худых дел угрызаются совестью и испытывают великую горечь... Свойство горького - быть вредным. И прекрасно он выразился: корень горести, не сказал: горький, но: горести. Горький корень может приносить плоды сладкие, но корень - источник и основание горести - "когда не может приносить плода сладкого, в нем все горько, нет ничего сладкого, все невкусно, все неприятно, все исполнено ненависти и отвращения" (Злат.). - //"Чтобы им не осквернились многие..."//, т.е. чтобы того не было, отлучайте от себя людей развратных (Злат.). [<10>]