[<10>] ====== Толкования на Евр. 12:22 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но вы приступили** Те не приблизились, но стояли вдали: вы же приступили. Не видишь ли превосходство? **К горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму** Вместо Синая мы имеем мысленную гору Сион и мысленный город Иерусалим, то есть самое небо, а не пустыню, как те. **И тьмам Ангелов, к торжествующему собору** Вместо народа, у нас тьмы ангелов, вместо страха - радость, что и обозначено словом //торжествующему//. Ибо где торжество, там радость. Итак, это торжество происходит среди ангелов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов** **Но приступисте к Сионстей горе** "Не приступисте, говорит, к горе осязаемей", по которой люди могут ходить, но приступили к Сионстей горе, т. e. к горе высокой: ибо Сион означает место, удобное для наблюдения, т. е. высоту. Апостол разумеет под этим небо, куда Христос, вознесшись с плотию Своею, обновил путь и для народа Своего, и куда дал возможность теперь возноситься душе, а во всеобщем воскресении – и телу. **И ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному** Там, вокруг Синая, была пустыня; a здесь, при упомянутом Сионе, славный город Иерусалим, но Иерусалим не земной, а небесный, потому что как гора эта небесная, так и город небесный. А так как имя «Иерусалим», по изъяснению, означает видение мира, то это-то и есть по преимуществу на небе, где все исполнено мира и безмятежия. **И тьмам Ангелов** Там тьмы людей, a здесь тьмы Ангелов: на сколько же это важнее! //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-24 **Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева** "Видишь, сколькими доводами он доказал превосходство Нового Завета пред Ветхим? Вместо земного Иерусалима - небесный; вместо Моисея - Иисус; вместо народа - все Ангелы..., все сонмы верных... Итак, не скорбите, говорит: вы будете с ними" (Злат.). Некоторые, делая сравнение, унижают все тогдашнее, чтобы более возвысить настоящее; но я считаю и то дивным, но вместе доказываю, что наше гораздо превосходнее и удивительнее. Оно вдвойне велико; как славное и важнейшее, и вместе с тем как более доступное и краткое... Те не удостоились того, чего мы... Они видели мрак и облако, слышали голос. Но и ты слышал голос Божий, только не через облако, а через плоть Христову, и при том не смутился и не устрашился, но стоял и беседовал с Ходатаем... Тогда и Моисей устрашился, а ныне - никто. Тогда народ стоял внизу, а мы не внизу, но выше неба, близ Самого Бога, как сыны Его, а не так, как Моисей; там была пустыня, а здесь город, и тьмы Ангелов... Те не подходили, а стояли вдали, равно как и Моисей; а вы приступили (Злат.). - //"Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева"// (Ср. [[new:evr:11:04|Евр 11:4]]; [[old:gen:04:10|Быт 4:10]]). "Кровь Авелева еще и ныне прославляется, впрочем не так, как Христова, потому что эта очистила всех и издает глас тем славнейший и важнейший, чем больше свидетельствуют о ней самые дела" (Злат.). Если кровь говорит, то тем более находится в живых Сам Закланный. А что говорит она - послушай: //"и Дух ходатайствует воздыхании неизглаголанными"// [[new:rim:08:26|(Рим 8:26)]]. Каким образом говорит: входя в чистую душу, возвышая ее и побуждая говорить (Злат.). [<10>]