[<10>] ====== Толкования на Евр. 12:28 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом** **Непоколебимое**, говорит, **царство приемлем**. Если рай, который не преходит, обетован был праведникам, то следовательно не преходит и земля, дабы с уничтожением земли не уничтожился и рай, который не преходящ. А если земля не преходит, хотя и подвергнется уничтожению все, что произвела земля после преступления заповеди, - если так это будет: то следовательно и небеса не прейдут, хотя и не останутся течение дня и ночи и времена лета и зимы. Посему твердо **да содержим благодать, чрез которую служим**, - да содержим именно Евангелие благодати, чтобы чрез него служить нам **для благоугождения Богу**. ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом** Ты в особенности помни это больше всего: ты при посредстве благодати Божией служишь Богу – служи же со благоговением и страхом. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ** Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать** Так как, говорит, мы удостоимся благ, непреложных и непоколебимых, то и получим такое царство, здесь уже принимая залог его - духовные блага, //будем хранить благодать//, то есть не будем скорбеть и падать духом, но возблагодарим и Даровавшего уже таковые и имеющего еще даровать. **Которою будем служить благоугодно Богу** Которою (т.е. благодатью и будем служить, - Прим.Ред.) - благодарением. Ибо если мы благодарны, тогда и служим благоугодно, как бы зная, какой у нас Владыка. Ибо если мы не благодарим и за освобождение от бедствий и за притеснение, то и не служим благоугодно. Какой-нибудь раб, ропща на господина своего (ибо ропщет тот, кто не как должно служит ему), разве благоугодно служит? Потому он и сам в другом месте говорит: //не ропщите // [[new:1kor:10:10|(1 Кор. 10:10)]]; и еще: //все делайте без ропота//[[new:fil:02:14| (Флп. 2:14)]]. За ропот же израильтяне умерли в пустыне. **С благоговением и страхом** То есть не будем говорить ничего безрассудного, ничего бесстыдного, но пусть и внешность выражает уважение к людям и страх пред Богом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом** **Темже царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать** И так, если все это так (как сказано), если мы получаем «**царство непоколебимо**», теперь пока в надежде, a после смерти самым делом, то мы должны быть благодарными, отнюдь не досадуя на настоящия страдания, напротив благодаря за них, потому что чрез них мы получаем будущия блага, непоколебимое царство небесное. **Ею же служим благоугодно Богу** Чрез каковую благодарность работаем «**благоугодно Богу**». Неблагоугодно служит Ему тот, кто не благодарить Его за здешния скорби: напротив кто с ропотом переносит их, тот лишает себя награды, которая дается за терпение, и будет подлежать суду. **С благоговением и страхом** Мы должны благодарить «**с благоговением и страхом**»: т. е. с полнейшею сдержанностию, так чтобы ничего безразсуднаго не произносить, и со стыдом, чтобы не говорить ничего постыднаго. Или же иначе: «**с благоговением**» к Богу, и со страхом пред людьми. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом** Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, //"Будем хранить благодать..."// - ecwmen carin... -// да имамы благодать,// т.е. будем благодарить Бога, будем твердыми. Мы должны не только не роптать в настоящих бедствиях, но и воздавать Богу величайшую благодарность за них ради благ будущих (Злат.). Невозможно служить благоугодно Богу, не воздавая Ему благодарности за все - и за искушения, и за утешения. - //С благоговением и страхом,// т.е. не будем говорить ничего дерзкого, ничего бесстыдного, но станем благоустроять себя так, чтобы заслужить уважение (Злат.). [<10>]