[<10>] ====== Толкования на Евр. 12:29 ====== ===== Свт. Иоанн Шанхайский ===== **потому что Бог наш есть огнь поядающий** **«Бог есть огнь поядаяй»** [[new:evr:12:29|(Евр. 12:29)]]. Когда предмет прикасается к огню, то меняется: или сгорает, или закаляется. Так человек, прикасаясь к Богу или гибнет, или спасается. Огонь – всегда огонь! Но вот от прикосновения к нему получается и пепел, и сталь, в зависимости от того, что прикасается. Так происходит и с человеком, и все зависит от того, что принесет он к огню Божественному – в каком состоянии он прикоснется к Богу. Если держит себя как железо, то железная сила станет стальной. Если распускается до слабости соломы – сгорит. Каждый человек, рано или поздно, неизбежно прикоснется к Богу, и горе ему, если не приготовится к той встрече. Толстой небрежно, самоуверенно, а не в страхе Божием, приблизился к Богу, недостойно причастился и сделался богоотступником. Настанет час, когда будет прикосновение с Божией силой, хотим мы того или нет. Лопата в руке Господней. Лопатой подбрасывается зерно и солома, и последнюю относит ветер, а зерно падает у ног Хозяина и его собирают в житницы, солома оставляется или сжигается. Неминуема встреча с Господом и надо к ней готовиться. Наши грехи – это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием. Или сжигаются они одни, или сгорает вместе с ними и сам человек, отдавшийся греху. Надо знать о Страшном суде и отнестись к тому дню и событию как должно. Надо очистить свою душу, надо молиться. К тому событию надо отнестись ясно и сознательно, а не как животное, которое прячет голову, чтобы не видеть опасности. **//СЛОВА. Глава III. Богословие. Бог есть огнь.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что Бог наш есть огнь поядающий** **Ибо и Бог есть** в огне пылающий и **истребляющий** силы огня, разумей, страшные угрозы ваших гонителей. ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== **потому что Бог наш есть огнь поядающий** **Ибо Бог наш есть огнь поядаяй** всякое разжжение и движение похоти, всякий злой навык, ожесточение и омрачение, внутреннее и внешнее, видимое и помышляемое. **//Лествица.//** ===== Прп. Синклития Александрийская ===== **потому что Бог наш есть огнь поядающий** Мать Синклитикия говорила: «Много подвигов и трудов сначала предстоит приходящим к Богу, но потом ожидает их неизглаголанная радость. Желающие воспламенить огонь сперва задыхаются от дыма и проливают слезы, а потом уже достигают, чего ищут. Так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами. Ибо Писание говорит: **Бог наш огнь поядаяй есть** [[new:evr:12:29|(Евр. 12:29)]]». **//Скитский патерик.//** ===== Прп. Паисий Святогорец ===== **потому что Бог наш есть огнь поядающий** Если в топку бросишь бумагу, мусор, разве они не сгорят? Вот также и в духовном человеке: все, чем ни бросает в него диавол, сгорает. **«Огнь поядаяй»**! Когда возгорится в человеке божественное пламя — сгорает все. Не прилипают уже скверные помыслы. То есть диавол не перестает кидать в него скверными помыслами, но человек духовный **«огнь есть»** и пожигает их. И потом диавол устает и прекращает [брань]. Потому и говорит апостол Павел: //«Вся чиста чистым»//. У чистых все чисто, ничего нечистого нет. Чистых если и в болото бросить, они останутся чистыми, как солнечные лучи, которые, на что бы ни упали, остаются светлы и чисты. //**Слова. Том II. Духовное пробуждение.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ** Потому что Бог наш есть огнь поядающий** [[old:vtor:04:24|(Втор. 4:24)]] Показав, с одной стороны, что ветхозаветные события внушают страх, а с другой - что в Новом Завете нет ничего такого, - он, чтобы они не относились презрительно к кротости, говорит: с благоговением и страхом возблагодарим Бога. Ибо душа, поддаваясь отчаянию во время бедствий, теряет стыд. Или: служение наше должно совершаться с благоговением и страхом. Ибо Бог наш есть огонь, а потому нам должно иметь страх, чтобы Он не погубил нас, как нерадивых и равнодушных. Ибо говорит: да будут сыны Израиля благоговейны. Это же доставляет им и утешение, а именно то, что мы имеем такого Бога, Который может истребить врагов наших. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо Бог наш огнь поядаяй (есть)** Как это внушительно сказано во Второзаконии. Это он присовокупил, или с тем, чтобы возбудить в них страху, чтобы они не были неблагодарными и не роптали на то, что терпят, дабы не понести за это наказания; или же ради утешения, что они имеют Владыку, могущаго истребить угнетающих их. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потому что Бог наш есть огнь поядающий** Как выше апостол назвал Бога Судиею всех, т.е. не только Иудеев, или верных, но и всей вселенной, так здесь называет Его и //огнем поядающим//, внушая страх спасительный тем, кто и в новой благодати не перестает нуждаться в нем. **//Толковая Библия.//** [<10>]