[<10>] ====== Толкования на Фил. 1:10 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов** //Вопрос//. Поелику Апостол говорит: чтобы **«вы были чисты»**, и еще: «**но яко от чистоты** (искренно)» [[new:2kor:02:17|(2Кор. 2, 17)]]; что значит: **чистое** (ειλικρινες)? //Ответ//. Думаю, что чистое есть ни с чем не смешанное, но в крайней степени очищенное от всего противоположного, направленное же и устремленное к единому богочестию, а сверх этого и к тому, что во всякое время и во всяком деле строго требуется для цели богочестия, так что приставленный к чему-нибудь не развлекается даже и тем, что сродно с его занятиями. Объясняется же первое из самой связи речи; ибо к словам: **«но яко от чистоты»** (искренно), Апостол присовокупляет: **«как от Бога, пред Богом, во Христе»**: а второе из слов: //«не думайте// (о себе) //более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил»// [[new:rim:12:03|(Рим. 12, 3)]], а равно и из того, что присовокуплено к сим словам. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов** См. Толкование на [[new:fil:01:09#svt_ioann_zlatoust|Фил. 1:9]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **во еже искушати вам лучшая, да будете чисти и непреткновенни в день Христов** Проявление в деятельной жизни сказанных совершенств одно, — что ими христианин всегда верно может определять лучшее, совершать его наилучшим образом и вкусить плод от того. Все это заключается в: **искушати лучшая**. **Искушати** — значит ведением указать лучшее, любовию исполнить его и чувством вкусить плод того. Пусть вся жизнь пройдет по этой норме, какой из того итог? Она будет чиста, непреткновенна (и еще исполнена плодов правды). Чиста: **да будете чисти**, — искренни, все делая по чистой совести, без всякого лукавства и криводушия. Как сознается что должным и Богоугодным, так то и делать: ибо жизнь таких течет пред лицем Бога; но тут и совесть — блюстительница воли Божией, которая не допустит никакой фальши. Чистота тут всесторонняя, — и по предмету, и по побуждениям, и по обстоятельствам. Непреткновенна: **да будете непреткновенни**, — бессоблазненны, чтоб и самим не соблазняться, и других никого не соблазнять. Сами не соблазнятся такие; ибо хорошо понимают все пути жизни и точно знают, что откуда исходит; других не соблазнят, ибо //чувствия обучена// сообщают имеющим их особый такт, по которому все дела их и слова всегда бывают в свое время и в своем месте и, всех назидая, никого не возмущают, напротив, от всех заслуживают одобрение. Даже обличаемые и укоряемые ими в сладость их послушают. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов** См. Толкование на [[new:fil:01:09#prp_efrem_sirin|Фил. 1:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **чтобы, познавая лучшее** То есть полезное. Если вы любите благоразумно и с рассуждением, то вы можете избирать полезное и распознавать, кто достоин любви, то есть верных, и кто не достоин, то есть неверных. Но как же говорит он в другом месте: //будьте в мире со всеми людьми// [[new:rim:12:18|(Рим. 12:18)]]. Во-первых, он не безусловно сказал, но с ограничением: //если возможно, будьте в мире со всеми людьми//. Затем, иное - быть в мире, и иное любить; первое значит не враждовать, а для любви требуется душевное расположение и как бы слияние и тождество в нравах, чего не следует оказывать по отношению к еретикам. Ибо //если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его// [[new:mf:05:29|(Мф. 5:29)]]. **вы были чисты и непреткновенны в день Христов** Я говорю это не ради своей пользы, но для того, чтобы вы под предлогом любви не приняли какого-либо ложного учения. Сказал: **чисты** - это пред Богом, **непреткновенны** - это пред людьми; потому что хотя дружба с еретиком и не приносит вреда тебе, но соблазняет другого; а если ты соблазняешь своих братьев, то как же явишься чистым в день Христов? //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов** Благодаря этим свойствам любви, филиппийцы и на суде Христовом явятся чистыми (сердцем) и непреткновенными, т. е. со стороны своего поведения ни для кого не соблазнительными (άπρόσκοποι). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:01:01#lopuxin_ap|Фил. 1:1]] [<10>]