[<10>] ====== Толкования на Фил. 1:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере** См. Толкование на [[new:fil:01:24#svt_ioann_zlatoust|Фил. 1:24]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И сие известие вем, яко буду и спребуду вам всем, в ваш успех и радость веры** «Удивления достойно в Божественном Апостоле, что ради спасения людей он предпочел эту жизнь с ее трудами и опасностями. Знаю, говорит, что избегну предстоящей опасности, чтобы снова доставить вам обильную пользу и радость, как достигшим желаемого» (блаженный Феодорит). Нелегкая борьба происходила в душе Апостола. В ней можно видеть малое подобие борьбы Христа Спасителя в Гефсиманском саду. Сначала выступило, пред лицом близкой опасности смерти, чувство к жизни, естественное, столь у всех живое. Оно было принесено в жертву готовностию умереть за Господа Иисуса Христа. Жертва сия услаждена уверенностию в близости, общения с Господом и не только не имела ничего болезненного, напротив, стала вожделенною. Но это успокоение было опять нарушено сознанием долга Апостольского и, в свою очередь, было принесено в жертву готовностию и желанием жить еще, среди лишений, скорбей, бед и непрестанных смертей без смерти, чтобы прославить более имя Христа распространением на земле света Евангельского. Убеждение в необходимости сего последнего родило уверенность в продлении жизни в душе Апостола, преданной в волю Божию, коей сокровенных решений не неведал Дух Божий, обитавший в нем. Вот откуда изошло: **и сие известие вем**. «Таинник неизреченных и пренебесных (тайн) видел, что жизнь его не в опасности и что он еще поживет; почему и сказал так» (Фотий у Экумения). **Буду и спребуду**. «Если это нужно, то я подлинно пребуду, и не просто пребуду, но с вами. Ибо таково значение слова: **спребуду**,— то есть останусь, увижусь с вами. Для чего? **В ваш успех и радость веры**.— Что же? Для одних ли филиппийцев он остался? Нет, не для них только, а говорит это к ним для того, чтобы утешить их. Как же это служило к успеху их в вере? Так, чтобы они укрепились подобно птенцам, имеющим нужду в матери, доколе они не оперятся. Это доказательство великой любви. Подобным образом и мы возбуждаем иных, когда говорим: я остался для тебя, чтобы тебе сделать добро. Сими словами он возбуждает их быть внимательными к себе, как бы так говорит: если я для вас остался, то смотрите, не посрамите моего пребывания. Имея возможность зреть Христа, я решился остаться здесь для вашего успеха. Поелику мое присутствие споспешествует и вере, и радости вашей, то я и решился остаться» (святой Златоуст). **Успех веры** есть большее и большее разумение догматов веры и большее и большее совершенствование в жизни по духу веры. А **радость веры** есть и радость, какую принесет им это преуспеяние, и радость, какую доставит им свидание с Апостолом, который, пришедши к ним, и познанием веры их обогатит, и настроит на совершеннейшую жизнь. Эта радость ожидает как филиппийцев, так и самого апостола Павла, как и, к римлянам пиша, говорил он, что желает быть у них, чтобы в них //соутешитися// общею верою, — и своею и ихнею (см.: [[new:rim:01:12|Рим. 1:12]]). //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 25-26 **И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии** **И, на сие надеясь, знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для успеха вашего и радости в вере, дабы, когда опять приду к вам, преумножилась мне похвала** сия, коею чрез **вас** хвалюсь **во Христе**. //**Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере** Апостол Христов говорит, что он поживет еще вместе с обращенными им к вере филиппийцами для успеха и радости их в вере, только просит их жить достойно благовествования Христова. И как должны были преуспевать в вере новообращенные филиппийцы при жизни такого ревностного, с таким любящим сердцем апостола! Какова была их радость в вере, когда жив был апостол, сообщивший им радостные истины веры, отраднейшие обетования ее. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере** Так как, говорит, необходимо мне остаться во плоти, то я несомненно и с полной уверенностью знаю, что останусь, то есть буду жить, и не просто, но с вами, то есть буду видеть вас. Для чего же? Для того чтобы вы возросли в вере, то есть, чтобы утвердились и укрепились как в учении, так и в жизни; этот успех составляет истинную радость и для вас, и для меня. Здесь же апостол и устрашает их, как бы так говоря: смотрите, ради вас я отложил единение со Христом; итак, не сделайте напрасным и тщетным мое пребывание во плоти. Итак, что же? Ради одних филиппийцев он остался? Не ради их одних, а говорит так по великой заботливости о них и побуждая их к большей трезвенности. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере** Павел говорит: знаю, что избегу предстоящей опасности, чтобы снова доставить вам, как достигшим желаемого, обильную пользу и радость. И предречение это исполнилось: ибо в первый раз [в Риме] Павел избежал ярости Нерона, о чем говорит в посланиях к блаженному Тимофею: //При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей// [[new:2tim:04:16|(2 Тим. 4:16-17)]]. И история Деяний извещает нас, что в первое пребывание жил он в Риме //два года на своем иждивении// [[new:act:28:30|(Деян. 28:30)]]. Оттуда же отправившись в Испанию и там пронеся божественное Евангелие, возвратился в Рим - и тогда был обезглавлен. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере** Как истинный отец и раб Божий, из двух своих желаний Павел отказывается от того, которое выгоднее ему самому, - тотчас же уйти, //разрешиться и быть со Христом//... Я останусь, говорит он, и еще добавляет: и **пребуду**, то есть останусь вплоть до завершения, достигнув такого **вашего успеха**, при котором вы преуспеете и последуете благодати, а именно - благодати веры. То есть до тех пор, пока вы не преуспеете в вере и не стяжаете благодать Божию. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-26 **И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии** Апостол высказывает уверенность, основанную на точном знании //(и я верю знаю)//, что в настоящий раз ему смерть не грозит. Он останется в живых и увидится с читателями послания (**пребуду** - paramenw, по толкованию Иоанна Златоуста, имеет именно такой смысл). Находясь в общении с Апостолом, филиппийцы будут все больше и больше совершенствоваться в вере и радоваться этому //(для вашего успеха и радости в вере).// А следствием этого будет то, что они будут вправе получить похвалу в избыточествующем виде //чрез Иисуса Христа// или, собственно, в Иисусе Христе (en X. I). Апостол последними словами хочет указать, какова должна быть похвала читателей. Это - похвала истинно христианская, не похожая на обычное человеческое самохвальство. Прибавляя же, что эта похвала должна умножаться **через него** (через меня - en emoi), Апостол ставит себя в положение орудия и орудия необходимого, при посредстве которого эта похвала должна умножаться. Он сам, его судьба, становятся предметом похвалы среди филиппийцев. "Вот каков наш учитель - Павел!" - говорят они, слыша о том, что совершается с Апостолом... В особенности они будут хвалиться и торжествовать, когда среди них снова явится Павел, освобожденный из своей темницы (**при моем вторичном к вам пришествии**). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:01:12#lopuxin_ap|Фил. 1:12]] [<10>]