[<10>] ====== Толкования на Фил. 2:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних** См. Толкование на [[new:fil:02:08#svt_ioann_zlatoust|Фил. 2:8]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних** Божественная природа не может быть объята именем, между тем через срастворение два стали одним. Потому и Бог именуется от человеческого [естества заимствованным именем] - ибо пред именем Иисуса преклонится всякое колено, - и человек становится превыше всякого имени, что свойственно Божеству, Которое не может подчиниться именовательному обозначению; чтобы как высокое является в низком, так и низкое восприняло свойства высокого. Ибо как Божество получает имя через человека, так выше имени становится то, что от низкого возносится к Божеству. И как бесславие рабского образа имеет отношение к соединенному с рабом Богу, так и поклонение Божества, от всего творения воздаваемое, приносится соединенному с Божеством [человеку]. **//Опровержение Апполинария.//** ---- Вошедший во вселенную (см. [[new:evr:01:06|Евр. 1:6]]), став первородным из мертвых (как из братьев по вере, так и из всего творения), когда снова войдет во вселенную (ср. [[new:evr:01:06|Евр. 1:6]]) и, как говорит пророчество, //будет судить вселенную по правде// [[old:ps:009:08|(Пс. 9:8)]], не сложит с Себя имени Первородный, которое однажды принял ради нас. Но как пред именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, так и перед Пришедшим под именем Первородного преклонится полнота всех ангелов, радующаяся призванию людей, которым Он, став первородным из нас, снова призвал к первоначальной благодати. **//Против Евномия.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних** Как только совершилось превознесение в показанном смысле и запечатлено особым соответствующим именем: следствием сего должно было быть Божеское поклонение всех тварей — небесных, земных и преисподних. В Послании к Евреям говорится, что когда Бог ввел паки первородного во вселенную (паки в Богочеловечестве), то повелел: //да поклонятся Ему вcи Ангели Божии// [[new:evr:01:06|(Евр. 1:6)]]. Не это ли повеление исполняя, Ангелы, в Апокалипсисе, с сущими с ними, тысящами тысящ гласов взывали: //достоин есть Агнец закланный прияти силу и богатство, и премудрость, и крепость, честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле, и Агнцу благословение, и честь, и слава и держава во веки веков// (ср : [[new:otkr:05:12|Апок. 5:12 —]] [[new:otkr:05:13|13]]) //Да поклонится всякое колено// — Божеским поклонением ради ипостасного соединения человечества с Божеством в лице Господа Иисуса Христа. Словами: //небесных, земных и преисподних// — выражается — вся тварь: небесная — Ангелы, земная — люди живущие, преисподняя — люди умершие (см: блаженный Феодорит). Святой же Златоуст говорит: «то есть весь мир, и Ангелы, и люди, и демоны, и праведники, и грешники» Все сие само собою следовало: ибо воплотившийся есть Бог Сын. **//Толкование на послание к Филиппийцам.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних** В том, чтобы **в** этом **имени Иисуса всякое колено поклонялось - небесных, и земных, и преисподних**, это суть: мертвые, и живые, и Ангелы. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних** Что распеншемуся за нас и воскресшему Господу Иисусу поклонится **всяко колено небесных и земных**, это понятно, как и церковная песнь провозглашает: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Но как поклоняется Господу **колено преисподних**? Тем, что они невольно покоряются Ему, так как воскресший Господь чрез крестную Свою смерть попрал всю силу вражию, сокрушив врата медные и вереи ада железные сломив. Но под сим еще разумеется и изведение из ада воскресшим Господом держимых тамо душ, каковое изведение торжественно описывает святой Иоанн Дамаскин так: "Ныне вся исполнишася света, небо и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово... Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше, люте одержимыя... Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную". **//Письма.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **дабы пред именем Иисуса преклонилось, всякое колено небесных, земных и преисподних** То есть весь мир, ангелы, люди и демоны; или: и праведники, и грешники. Потому что и демоны познают, и непокорные подчинятся, не противоборствуя более истине, как они и прежде того времени говорили: //знаю Тебя, Кто Ты// [[new:lk:04:34|(Лк. 4:34)]]. **//Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.//** ===== Гауденций Бресцийский ===== Это означает, что после таинства страдания и триумфа вознесения Сын Божий в Своей полноте, со всем тем, что Он счел достойным принять за нас, пребывающий в славе Отца (оставаясь в Божественности Своей природы), должен быть почитаем всеми силами небесными, земными и преисподними. **//Размышление XIX.//** ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** **Дабы пред именем Иисуса**, т. е. пред Иисусом Богочеловеком – единородным Сыном Божиим, Творцем неба и земли, истинным Богом, восприявшим естество человеческое, – **Преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних**. Чтобы пред Богочеловеком Иисусом **преклонилось всякое колено**, – чтобы оказывали Ему Божеское почтение, повиновались Ему, как Богу, все твари, или все сотворенные существа, на небе, на земле и под землею или в преисподней, на небе святые Ангелы и блаженные души, на земле люди, в преисподней злые духи и грешные души. Слова: **всякое колено небесных земных и преисподних**, – обнимают собою весь мир, видимый и невидимый. Подобные выражения встречаются и в других местах священного писания [[old:ish:20:04|(Исх. 20:4;]] [[old:vtor:04:17|Втор. 4:17,]] [[old:vtor:04:18|18;]] [[new:act:04:24|Деян. 4:24;]] [[new:otkr:05:13|Апок. 5:13)]]. Поклоняются Господу Иисусу святые Ангелы и блаженные души на небе, покланяются все верующие в Иисуса Христа Сына Божия на земле, трепещут Его, как победителя смерти и ада, все злые духи в преисподней. Но полная слава Иисуса Христа раскроется в то время, когда, как учит Апостол, //положит Он вся враги под ногама своима; когда последний враг испразднится смерть// [[new:1kor:15:25|(1 Кор. 15:25,]] [[new:1kor:15:26|26)]], то есть в последний день, когда Иисус Христос явится в небесной славе Своей, окруженный ликами святых Ангелов, для совершения последнего суда, и все живые и умершие предстанут на суд пред Ним. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца** //Дабы пред именем Иисуса.// Ср. [[new:act:04:12|Деян. 4:12]]. Иисус Христос есть посредник между Богом и людьми и в //Его имя// или благодаря Ему человек //преклоняется// или склоняет свои колена, видя в нем истинного Бога. Но не только люди, а и существа, пребывающие //на небе,// т. е. ангелы, и живущие// в преисподней,// т. е. демоны, должны признать силу Христа. Можно впрочем к числу //небесных// относить и прославленных верующих, а к числу //преисподних// - умерших грешников. - //И всякий язык,// т. е. все разумные существа разных сфер - земной, небесной и преисподней. - //Во славу Бога Отца.// Апостол и в других посланиях (напр. [[new:ef:01:06|Еф. 1:6]], [[new:ef:01:12|12]]; [[new:rim:15:09|Рим. 15:9]]) представляет конечной целью всего прославление Бога. - Таким образом Апостол внушил читателям, что если они, как христиане, мечтают о достижении прославления, о каком говорил, напр., апостолам Господь Иисус Христос перед Своею смертью [[new:lk:22:29|(Лк. 22:29,]] [[new:lk:22:30|30)]], то они должны, по примеру своего Господа, идти к этому путем самоуничижения и думать более не о своей славе, а о славе Бога Отца. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:02:01#lopuxin_ap|Фил. 2:1]] [<10>]