[<10>] ====== Толкования на Фил. 2:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-13 **Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению** Увещания должно соединять с похвалой. Тогда они и удобоприемлемы бывают, когда увещеваемым указывают на их собственную ревность, как и Павел здесь делает. И смотри, как благоразумно: **"Итак, возлюбленные мои"**, – говорит. Не сказал просто: послушайте, но сперва похвалил, и сказал: **"Как вы всегда были послушны"**, т. е. прошу вас подражать не другим, а Себе самим. **"Не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего"**. Почему **"гораздо более ныне во время отсутствия моего"**? Тогда могло бы показаться, что вы все делаете из почтения ко мне и из стыда; а теперь нет. Потому, если окажется, что вы теперь ревностны, то явно, что и тогда вы были таковы не для меня, а для Бога. Чего ты хочешь (Павел), скажи? Того (говорит), чтобы вы не слушали только меня, но и со страхом и трепетом делали свое спасение, так как, живя без страха, нельзя совершить ничего благородного и удивительного. И не просто сказал: **"Со страхом"**, но присовокупил: **"и трепетом"**, – что составляет высшую степень страха, – желая сделать (филиппийцев) более внимательными. Такой страх имел Павел. Потому он и говорил: боюсь, //"дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным"// [[new:1kor:09:27|(1 Кор. 9:27)]]. Действительно, если житейских дел нельзя совершать без страха, то не тем ли более духовных? Скажи мне: кто выучился грамоте без страха? Кто сделался опытным в искусстве без страха? Если же там, где не подстерегает дьявол, а только леность тяготит, нужен нам такой страх, чтобы отвратить естественное только нерадение, то при такой борьбе, при таких препятствиях, как можно спастись когда-либо без страха? Как же может родиться этот страх? Если мы будем помышлять, что Бог везде присутствует, все слышит, все видит, не только дела и слова, но и все происходящее в сердце, и в глубине души: //"И судит помышления и намерения сердечные"// [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12)]]. Если так настроим себя, то и не сделаем, и не скажем, и не помыслим ничего худого. **"Со страхом и трепетом совершайте свое спасение"**. (Апостол) не сказал: делайте, но: **"совершайте"**, т. е. с великим старанием, с великим усердием. А так как словами: **"Со страхом и трепетом"** сделал их боязливыми, то смотри, как он смягчает боязливость. Что именно говорит? **"Потому что Бог производит в вас".** Не бойся, что я сказал: **"Со страхом и трепетом"**. Я сказал не для того, чтобы ты отказался, чтобы почитал добродетель чем-то недоступным; но чтобы ты был внимателен, чтобы не рассеивался. Если это будет, то Бог все сделает, а ты дерзай: **"Потому что Бог производит в вас"**. Потому, если Он сам действует, то мы должны (с своей стороны) показывать намерение постоянно твердое, сосредоточенное, не рассеянное. **"Потому что Бог производит в вас и хотение и действие"**. Если Он действует в нас **"и хотение"**, то как же ты побуждаешь нас? Если Бог действует в нас **"и хотение"**, то напрасно говоришь нам: **"послушны"**, – мы не (сами по себе) слушаемся. Напрасно говоришь: **"Со страхом и трепетом"**, потому что все есть дело Божье. Не для того я сказал: **"Потому что Бог производит в вас и хотение и действие"**; но для того, чтобы ослабить вашу боязливость. Когда ты захочешь, тогда и Он будет действовать **"и хотение"**. Не бойся и не изнемогай; Он дает нам и усердие и самую деятельность. Когда мы захотим, то Он еще усилит наше хотение. Например, я хочу сделать что-либо доброе: Он совершает это доброе, Он же производит и хотение. Или (так нужно понимать слова апостола, или он) говорит это по особенной предусмотрительности, подобно тому, как и добродетели наши называет дарами (Божьими). Потому, как, называя добродетели дарами (Божьими), не отнимает у нас самодеятельности, но оставляет ее в нас, так и словами: **"Бог производит"** в нас **"и хотение"** не лишает нас самодеятельности, но показывает, что через доброе действование мы приобретаем большую расположенность (к хотению). **"По Своему благоволению"**, – говорит, т. е. по любви (к Богу), для угождения Ему, чтобы совершалось приятное Ему и Его воле. Здесь (апостол) показывает и уверяет, что точно (Бог) действует, так как Он желает, чтобы мы жили по Его воле. А если Он желает этого, и при том сам действует, то конечно и это сделает, потому что Он хочет, чтобы мы жили праведно. Видишь ли, как не отнимается самодеятельность? **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже, возлюбленнии мои, якоже всегда послушаете мене, не яко в пришествии моем точию, но ныне много паче во отшествии моем, со страхом и трепетом свое спасение содевайте** Цель речи — внушить, чтобы со страхом и трепетом содевали спасение. Но святой Павел обставляет ее трогательным напоминанием о своих отношениях к филиппийцам, чтобы, согревши этим сердце, проложить удобнейший туда вход своему внушению. Почему говорит: //возлюбленные мои//, — показывая, как они дороги его сердцу и как потому для него желательно, чтоб они были во всем совершенны. К этому прилагает еще: //вы всегда меня слушали//. Как всегда слушали, так послушайте и теперь или, надеюсь, послушаете и теперь. «Указывает на их собственную ревность и говорит как бы: прошу вас подражать не другим, а себе самим» (святой Златоуст). Но еще и ближайшее, понудительное к исправности, обстоятельство выставляет Апостол, когда говорит: при мне вы всегда были ревностны; по этому самому без меня вам надлежит еще более быть ревностными. Иначе выйдет, что вы не для Бога, а для меня были таковы; потому, когда меня не стало налицо, и вы стали таковы. Это человекоугодливый образ действования, а не богоугодливый, в страхе Божием совершаемый. — Святой Златоуст говорит: «почему //много паче во отшествии моем//? Тогда могло бы показаться, что вы все делаете из почтения ко мне и из стыда; а теперь нет. Посему если окажется, что вы теперь ревностны, то явно, что и тогда вы были таковы не для меня, а для Бога». Обставив так урок свой, он наконец предлагает его: //со страхом и трепетом свое спасение содевайте//. — И это главное не для них только, но и для всех. Кто возымел страх Божий, тот несомненно уже будет во всем исправен, не внешно только, но и внутренно,— не по уважению только к внешним соприкосновенностям, но по сердечному побуждению. «Чего же ты хочешь, святой Павле, скажи? — вопрошает святой Златоуст — и отвечает его словом: — Того, чтобы вы не слушали только меня, но и со страхом и трепетом соделывали свое спасение. Поелику, живя без страха, нельзя совершить ничего благородного и удивительного. И не просто сказал: //со страхом//, — но присовокупил: //и с трепетом//, — который есть высший степень страха, желая сделать филиппийцев более внимательными. Такой страх имел Павел. Посему и говорит: //боюся, да не како иным проповедуя, сам неключимъ буду// (ср. [[new:1kor:09:27|1 Кор. 9:27]]). Ибо если житейских дел нельзя совершать без страха, то не тем ли более духовных? Скажи мне: кто выучился грамоте без страха? Кто сделался опытным в искусстве без страха? Если же там, где не подстерегает диавол, а только леность тяготит, нужен нам такой страх, дабы отвратить естественное только нерадение, то при такой борьбе, при таких препятствиях, как можно спастись когда-либо без страха? Как же может родиться сей страх? Если мы будем помышлять, что Бог везде присутствует, все слышит, все видит, не только слова и дела, но и все происходящее в сердце и во глубине души. //Судителен бо есть помышлением и мыслем сердечным// (ср.: [[new:evr:04:12|Евр. 4:12]]). Если так настроим себя, то и не сделаем, и не скажем, и не помыслим ничего худого. Ибо скажи мне: если бы ты всегда стоял близ твоего начальника, то не со страхом ли бы стоял? Как же, предстоя пред Богом, смеешься, прислоняешься к стене, не боишься и не трепещешь? Не пренебрегай Его долготерпением; Он долготерпит для того, чтобы привесть тебя к покаянию посему, чтобы ты ни делал, делай с мыслию о вездеприсутствии Божием. Ибо Он действительно везде присутствует. Итак, принимаешь ли пищу, располагаешься ли спать или другое что делаешь; помысли о присутствии Божием и никогда не предашься смеху, никогда не воспламенишься гневом. Если такую мысль будешь иметь постоянно, то постоянно будешь в страхе и трепете, как бы стоял близ самого Царя. Зодчий, хотя и опытен, хотя и очень искусен, впрочем, стоит со страхом и трепетом, боясь упасть со здания. И ты уверовал, совершил много доброго, взошел на высоту: держи себя крепко, стой со страхом и смотри бодренно, дабы не упасть оттуда. Ибо много духов злобы, хотящих низвергнуть тебя. //Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом// (ср.: [[old:ps:002:11|Пс. 2:11]]).— Заметь еще, что Апостол не сказал: делайте спасение, но: //содевайте//, — то есть с великим старанием». **//Толкование на послание к Филиппийцам.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение** **Итак, как** совершенно **повиновались вы** в сем, так и **теперь, когда я отсутствую**, тем **более** надлежит вам не полагаться самонадеянно на те скорби, кои переносите, но **со страхом и трепетом** спасать жизнь свою. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение** Того и Бог блюдет, кто в дебри мира сего при всяком случае остерегается сетей и тенет, кто «**со страхом и трепетом свое спасение содевает**», со всею внимательностью обходит сети, тенета и похоти века сего, взыскует же Господней помощи и по милости Господней надеется спастись благодатью. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 4.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение** Да, и страх и радость должны наполнить сердце наше при мысли, что Сам Бог действует в нас – что хотеть и что делать нам ради спасения. Благочестивые христиане подобны светилам в мире, освещающим мрачные пространства вселенной и нашу землю. Они держат в душах своих слово жизни, как ярко горящий светильник на пути их жизни. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение** Взирая на этот пример, говорит апостол, в отсутствие мое прилагайте большее тщание о собственном спасении своем. Ибо доброе ваше намерение открывается в том, что не из угождения учителю, но по усердию к прекрасному вы подъяли этот достохвальный труд. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны** Увещание должно соединяться с похвалой, ибо чрез это они делаются более удобоприемлемыми. Поэтому и Павел превозносит филиппийцев, называя их возлюбленными, и говорит: //как вы всегда были послушны//, как бы говоря этим следующее: я показал вам, что Сын Божий был послушен; итак, подражайте Ему и себе самим. **Не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего** Потому что тогда могло бы показаться, что вы все делаете из почтения ко мне; если же и теперь покажете усердие к добродетели, то явно" что и тогда вы были таковы не для меня, а для Бога. **Со страхом и трепетом совершайте свое спасение** Не ради себя, говорит, я увещеваю вас, но ради того, чтобы вы совершали, что относится к вашему спасению, со страхом, и притом напряженным и с трепетом, потому что без страха ничего хорошего не совершается ни в науках словесных, ни в искусствах механических. Как же может родиться такой совершенный страх? Если мы будем думать, что Бог присутствует всюду, все слышит и все видит, не только что делается, то и что находится в мыслях. //Служите//, говорит пророк,// Господу со страхом и радуйтесь с трепетом// [[old:ps:002:11|(Пс. 2:11)]]. Радость же с трепетом бывает тогда, когда кто-либо, делая хорошее дело, и притом с трепетом, имеет чистую совесть. Сказал //совершайте// (κατεργάζεσθε), а не просто "делайте" (εργάζεσθε), то есть с великим старанием и заботой. **//Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение** Апостол из краткой истории Христа Спасителя, Который именно путем самоотречения и страданий дошел до цели, какую Он Себе поставил, делает заключение, что филиппийцы должны относиться к делу собственного спасения, - которое здесь нужно понимать в смысле акта, совершающегося в душе человека, - со страхом и трепетом пред Богом, употребляя со своей стороны всю силу самопожертвования. Это с их стороны, т. е. страх и трепет пред Богом, особенно необходимо в настоящее время, когда с ними нет Апостола Павла, который раньше одним своим присутствием среди филиппийцев вселял в них мужество. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:02:01#lopuxin_ap|Фил. 2:1]] [<10>]