[<10>] ====== Толкования на Фил. 2:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился** См. Толкование на [[new:fil:02:15#svt_ioann_zlatoust|Фил. 2:15]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Слово животно придержаще в похвалу мне в день Христов, яко не вотще текох, ни вотще трудился** «//Слово животно// — слово Евангельское» (святой Дамаскин). «//Слово животно придержаще// — значит: внимая слову жизни; ибо так сказал Апостол в Послании к Тимофею: //внимай себе и учению//[[new:1tim:04:16| (1 Тим. 4:16)]], то есть будь внимателен к себе и к учению. А словом животным назвал проповедь, потому что она ведет к жизни» (блаженный Феодорит). Объясняет святой Павел, как являются они светилами в мире. Держат слово жизни и являются светилами. Держать слово — не только принять его слухом уха или в мыслях его хранить и помнить, но сделать так, чтобы по нему сформировалось все внутреннее и внешнее человека: так, чтоб что написано в слове, то было в них в деле и чтоб на них смотреть было то же, что слушать или читать слово жизни. Об одних, верно исполнявших Апостольское слово, Апостол говорил: вы мое писание, не чернилами писанное (см.: [[new:2kor:03:02|2 Кор. 3:2]]).— В подобном же значении он Апостолов назвал — благоуханием Христовым (см.: [[new:2kor:02:15|2 Кор. 2:15]]). Как по запаху розы догадываются, что где-нибудь тут есть роза: так по Апостолам и всем верным христианам узнают, что есть Христос и что Он есть. Все это и подобное и наводит на мысль святой Павел, сказавши: //слово животно придержаще//. — Он как бы сказал: и будете точно светилами, если осуществите в себе слово жизни Евангельское, если достойно благовествования жить будете. Святой Златоуст и выразил это так: «имея в себе семя жизни, содержа залог жизни, содержа самую жизнь. Вот что называем словом жизни». //В похвалу мне в день Христов//.— Говоря это, Апостол выражает надежду, что они до конца будут содержать принятое слово и по нему вести жизнь свою. В чем похвала? Что образовал таких учеников и так твердо их поставил, что они пребыли твердыми до конца. Не о похвале своей заботился Апостол, а о том, чтобы в них возбудить ревность к постоянству в добре и верности христианскому призванию. Он под сими словами проводит внушение им: смотрите же, стойте в слове до конца. //Яко не вотще текох, ни вотще трудихся//.— Течением своим называет труды свои Апостольские. Если вы, говорит, пребудете всегда в слове, то труды мои на обращение вас и поддержание в вере не будут напрасны. В день Христов на вас могу указать в похвалу себе, что не напрасно трудился над вами, или не напрасно носил Апостольское звание. Цель Апостольства та, чтобы приводить людей ко Христу и делать их спасенными: если вы окажетесь таковыми, то одни искупите все мое течение. Если других и не окажется, а будете вы одни, и то я не лишен буду одобрения. Ибо тогда,— что других нет, будет значить, что не от меня зависел неуспех, а от слушавших слово. Вы собою докажете, что я умел учить; ибо если бы не умел, то и вас не сделал бы истинными последователями Христовыми. Апостол вставляет слово о себе, по причине любви к нему филиппийцев, зная, что по любви к нему они все готовы сделать. Станут жить, как должно по этому побуждению, дойдут и до других оснований, что жить надо так, а не иначе. Но можно после: //в похвалу мне в день Христов// — ставить точку, как в нашем славянском переводе; и: //яко// — переводить не: //что//,— а: //потому что// — или //ибо//. Ибо я не вотще тек и не вотще трудился. Мысль будет та же, что и в Послании к Коринфянам: //аз убо тако теку, не яко безвестно: тако подвизаюся, не яко воздух бияй// (ср.: [[new:1kor:09:26|1 Кор. 9:26]]). То есть теку в полной, ясной и непоколебимой уверенности, что получу неистленный венец (см.: [[new:1kor:09:25|1 Кор. 9:25]]). То же и здесь - святой Павел выражает уверенность, что филиппийцы, исполняя все прописанное и слова животного придержащеся, будут ему в похвалу в день Христов, ибо, говорит, я доселе тек в Апостольском звании не безвестно, не без определенной цели и надежды, и трудился в проповеди не на ветер. Определенную волю Божию исполняю и верно знаю, что угодное Ему творю и дело служения моего будет иметь блаженный конец. Выставляя сие в отношении к себе, он и их воодушевляет теми же блаженными надеждами: ибо если его труд в проповеди будет увенчан, то и их последование сей проповеди тоже будет увенчано. К такому пониманию ближе подходят и следующие два текста. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился** В особенности же **слово жизни имейте** в себе, ибо это есть **похвала моя в день** Господа нашего, так как благодаря награде Его я окажусь, **что не попусту трудился**. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился** См. Толкование на [[new:fil:02:15#blazh_feofilakt_bolgarskij|Фил. 2:15]] ===== Марий Викторин ===== **содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился** Через вас, [говорит Павел], я обретаю славу, ибо вы принимаете //слово жизни//, то есть познаете Христа, а Он - Слово жизни, поскольку то, что в Нем содеяно, есть жизнь. Значит, Христос - //слово жизни//. Из этого можно узнать, сколь велики благодеяния и слава тех, кто исправляет души других. **//Комментарий на послание к Филиппийцам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился** См. Толкование на [[new:fil:02:15#lopuxin_ap|Фил. 2:15]] [<10>]