[<10>] ====== Толкования на Фил. 3:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я** Потом, показывая, что обрезание совершается не в теле, а в сердце, говорит: **"не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть"** [[new:fil:03:04|(Фил. 3:4)]]. Что он выражает здесь словами: **"надеятся"**, и – **"на плоть"**? Похвалу себе, дерзновение, важность. И хорошо присовокупил это. Если бы он, будучи из язычников, охуждал обрезание, и не обрезание только, но и тех, которые уже не во время принимают его, то показалось бы, что он нападает на него потому, что лишен благородного происхождения иудейского, не знал великих его преимуществ, и не имел в них участия; но когда он имеет участие и охуждает, то охуждает не потому, что не имеет участия, но потому, что не признает, – не по неведению, но вследствие совершенного знания. Смотри, что он говорит и в послании Галатам, будучи поставлен в необходимость высказать свои достоинства, (смотри) как вместе с тем показывает и смиренномудрие: //"Вы слышали"//, – говорит, – //"о моем прежнем образе жизни в Иудействе"// [[new:gal:01:13|(Гал. 1:13)]]; и еще здесь: **"Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я"** [[new:fil:03:04|(Фил. 3:4)]], и тотчас присовокупляет: **"Еврей от Евреев"**. Не сказал этого прежде, но лишь после слов: **"Если кто другой"**, показывая этим необходимость, показывая, что он для них сказал. Если и вы надеетесь, говорит он, то **"то более я"**. Говорю это теперь; иначе бы умолчал. Заметь легкость обличений: тем, что обличает безлично, дает им возможность уклониться от обличения. **"Если кто другой думает надеяться"**. Хорошо сказал: **"думает"**, – или потому, что они не имели такого надеяния, или потому, что надеяние их не было истинное надеяние, так как все было делом необходимости, но свободной воли. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ибо и аз имею надеяние такожде во плоти; аще кто ин мнит надеятися во плоти, аз паче** И я бы мог, говорит, похвалиться плотскими преимуществами иудейскими, не меньше всякого другого, и на них почить своими надеждами, как я это и делал: но теперь уже не делаю, узнавши ничтожество этих опор. «Кстати присовокупил это Апостол. Ибо если бы он, будучи из язычников, охуждал обрезание, и не обрезание только, но и тех, кои уже не вовремя принимают оное: то показалось бы, что он нападает на оное потому, что лишен благородного происхождения иудейского, не знал великих его преимуществ и не имел в нем участия; но когда он, имея участие, охуждает, то, значит, охуждает потому, что познал (ничтожность всего того), не по неведению это делает, но вследствие совершенного знания» (святой Златоуст). //Аще ин кто мнит надеятися во плоти, аз паче//. Этим оборотом речи он придает очень большое значение тому, что после бросил все это. Я, говорит, не из ряда обыкновенных иудеев. Есть у иудеев общие преимущества, на которых они основывают свои надежды; но у святого Павла было их больше. Что же такое? Из исчисленных им ниже преимуществ только одна его особенность видна, — это гонение Церкви Божией. Оно поставляло его в ряд деятелей в защиту закона. Почему он справедливо мог сказать: если всякий иудей мнит надеятися во плоти, аз паче. Ибо таковые справедливо имеют особую цену и пред Церковию, и пред Богом. Имел бы и он за свои подвиги, если бы то, за что он ратовал, было истинно. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я** Если же можно бы было надеяться на это, разумею обозрение и происхождение, то я с гораздо большею смелостью, чем они, мог бы хвалиться этим. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Хотя я могу надеяться и на плоть** Если бы я, говорит, происходил от язычников, то мог бы кто-нибудь сказать, что я потому осуждаю обрезание, что будто не имею благородного происхождения иудейского. Теперь же я сам, говорит, имею то же самое, чем вы хвалитесь, - надежду и похвалу плотским обрезанием. Итак, очевидно, я осуждаю обрезание не потому, будто я лишен, как вы говорите, вашего благородства, но ради самой истины. **Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я** Обрати внимание на его мудрость: никого не назвал по имени, чтобы такой речью не возбудить ненависти; выражением же// если кто другой думает// показывает, что другие вынудили его к подобным словам. Прекрасно сказал: //думает// - или потому, что иудеи не могли столько надеяться на обрезание, сколько он; или же потому, что надежда на обрезание - не истинная, а только кажется такой. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-6 **хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный** Чтобы его убеждение сторониться от иудействующих было более действенно, Апостол изображает свое собственное отношение к закону и к иудейству вообще со всеми его преимуществами. Он сам имел все, чем хвалятся или будут хвалиться перед филиппийцами иудействующие. Обрезание он принял в узаконенное время (//в восьмой день// по рождении), происходил он от рода Израилева, а не от каких-нибудь идумеев, принадлежал к колену Вениаминову, которое "пребыло верным союзником колена Иудова и вместе с ним блюло надежду Израилеву - храм, все чины его и все обетования" (еп. //Феофан//), и был евреем из евреев, т. е. настоящим, чистокровным евреем, происходившим из рода, в котором не происходило смешения с иноплеменниками. Это все, так сказать, стояло вне зависимости от Павла. Что касается его личных услуг иудейству, то они были также велики. Во-первых, он держался учения фарисейского, которое у иудеев считалось наиболее правильным [[new:act:26:05|(Деян. 26:5)]]; во-вторых, он преследовал Церковь Христову, что свидетельствовало о его ревности к иудейской религии (ср. [[new:gal:01:14|Гал. 1:14]]), и в-третьих, был //непорочен// или безупречен в отношении к предписаниям, касающимся праведности, т. е. исполнял все обряды закона. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:03:01#lopuxin_ap|Фил. 3:1]] [<10>]