[<10>] ====== Толкования на Фил. 3:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный** **"обрезанный в восьмой день"**. Сперва выставляет то, чем особенно хвалились они – обрезание, потом – **"из рода Израилева"**. То и другое показывало, что он ни пришелец, ни от пришельцев; из слов – **"обрезанный в восьмой день"** видно, что он не пришлец, а из слов – **"из рода Израилева"** видно, что он и от родителей не пришельцев. Но чтобы ты не подумал, что – **"из рода Израилева"** значит от десяти колен, то говорит: **"колена Вениаминова"**: следовательно из почетнейшего, потому что в уделе этого колена были участки священников. **"Еврей от Евреев"**. Этим он показывает, что он не пришлец, но издревле от почтенных иудеев. Можно было быть и от Израиля, но не евреем от евреев, так как многие уже привели в упадок свой род и забыли свой язык, смешавшись с другими народами. Таким образом он показывает здесь или это самое (чистоту), или особенное благородство своего происхождения. **"По учению фарисей"**. Далее переходит к тому, что было делом его свободной воли. Все вышесказанное было непроизвольно, не от него зависело быть обрезанным, быть от рода Израилева и от колена Вениаминова. Впрочем и в этом отношении он имел больше преимуществ, хотя в них участвовали многие. В чем же **"более"**? Конечно и в том, что он не пришлец, что он из почетнейшего колена, и издревле от таких предков, каких не многие имели. Но так как все это было непроизвольно, то он переходит к делам произволения, в чем видно это **"более: по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божьей"** [[new:fil:03:06|(Фил. 3:6)]]. Последние слова говорит он потому, что раньше сказанные недостаточно объясняют слово: **"более"**. Можно быть и фарисеем, однако ж не великим ревнителем **"по правде"**; можно отваживаться на опасности и делать это по властолюбию, а не по ревности о законе, как и делали первосвященники; но он был не таков, **"по правде законной – непорочный"**. Итак, если я, говорит он, превосходил всех и благородным происхождением, и ревностью, и нравом, и жизнью, то для чего я оставил эти высокие преимущества, как не для того, чтобы приобрести Христовы большие, и гораздо большие? Вот почему он присовокупляет: //"Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою"// [[new:fil:03:07|(Фил. 3:7)]]. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Обрезан осмодневно, от рода Израилева, колена Вениаминова, Евреин от Еврей, по закону фарисей** «В подробности перечисляет все, что уважалось у иудеев» (блаженный Феодорит). //Обрезан осмодневно//. «Сперва выставляет то, чем особенно хвалились они,— обрезание» (святой Златоуст). Этим показал, что он не пришлец и не прозелит, которые были обрезываемы в возрасте, а и родился от обрезанного, и обрезан в осмой день. Но мог иной подумать: ну родители твои пришельцы. Нет, и родители не пришельцы. Род наш идет от Израиля. Я //от рода Израилева//. Но может быть, ты от какого-нибудь из десяти колен, которые разбились и не знать как перемешались с другими. Нет, я от //колена Вениаминова//, которое пребыло верным союзником колена Иудова и вместе с ним надежду Израилеву блюло, — храм, все чины его и все обетования. Словом сказать,— я //Еврей от Евреев//, «чистого еврейского происхождения» (святой Златоуст). «Далее переходит к тому, что было делом его произволения. Все вышесказанное было не произвольное. Ибо не от него зависело быть обрезанным, быть от рода Израилева и от колена Вениаминова. Впрочем, и в этом отношении он имел больше преимуществ, хотя в них участвовали многие. В чем же //паче//? Конечно, и в том, что он не пришлец, что он из почетнейшего колена, издревле от таких предков, каких немногие имели. Но поелику все сие было не произвольное, то он переходит к делам произволения, в чем видно это //паче: по закону фарисей, по ревности гоних Церковь Божию//. Это говорит он потому, что одни вышесказанные слова недостаточно объясняют слово паче. Ибо можно быть и фарисеем, однако же не великим ревнителем по правде; можно отваживаться на опасности и делать это по властолюбию, а не по ревности о законе, как делали первосвященники; но он был не таков, //по правде законней быв непорочен//. Итак, если я, говорит, превосходил всех и благородным происхождением, и ревностию, и нравом, и жизнию; то для чего я оставил сии высокие преимущества, как не для того, чтобы приобресть Христовы большие, и гораздо большие?» (святой Златоуст). Фарисеи были ревнители закона. По этой ревности он гнал Церковь Божию. Но, гоня Церковь или стоя за исповедание, он не забывал никаких законных чинов, строго соблюдал субботы, новомесячия, приносил жертвы и прочее все; так что в отношении к этой законной правде ни в чем его укорить нельзя. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей** **Обрезан я в осьмый день**, по закону, - **из рода Израилева**, из **колена Вениаминова**, - не чужой и не пришелец я, но **Еврей от Евреев**, а **по закону фарисей**. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей** Не принадлежу к числу полурабов, [говорит Павел], но произошел от свободы, от возлюбленной Рахили, за которую работал патриарх [Иаков] Лавану (См. [[old:gen:29:01|Быт. 29:01]]). **//Толкование на послание святого Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Обрезанный в восьмой день** Чем особенно они хвалились, именно обрезанием, - это он ставит на первом месте. Выражением //в восьмой день// он показал, что не был прозелитом. **Из рода Израилева** То есть не от родителей-прозелитов, а из рода самих же израильтян. **Колена Вениаминова** То есть из более знаменитой части рода; ибо все, касающееся священства, было в уделе этого колена. **Еврей от Евреев** Что касается моих предков, то я, говорит, происхожу от знатных иудеев. Можно было быть из рода израильтян, но не евреем от евреев. Ибо у многих дело было испорчено тем, что они не знали даже еврейского языка, живя в рассеянии между язычниками, и не точно соблюдали писания. Я же, говорит, еврей, то есть сохраняю этот характер. Или же апостол указывает этим на свое особенно благородное происхождение. **По учению фарисей** О чем апостол выше сказал, именно: об обрезании, происхождении из рода Израилева и т. д., - все это не зависело от власти его. Теперь же он говорит о таком деле, которое совершено по его собственному избранию: //по учению//, говорит,// фарисей//, то есть по изучению закона. Фарисеи были самой знаменитой сектой у иудеев. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей** См. Толкование на [[new:fil:03:04#lopuxin_ap|Фил. 3:4]] [<10>]