[<10>] ====== Толкования на Фил. 3:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа** См. Толкование на [[new:fil:03:07#svt_ioann_zlatoust|Фил. 3:7]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа** Павел читал [в Писании], что Авраам, считая себя// прахом и пеплом//,обрел милость Божию в момент высшего смирения (См. [[old:gen:18:27|Быт. 18:27]]). Он читал также, что Иов, сидя в отбросах, получил назад все утраченное (См. [[old:iov:02:08|Иов. 2:8]], [[old:iov:42:10|Иов. 42:10-18]]). Он читал у пророка Давида, что Бог //из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего// [[old:ps:112:07|(Пс. 112:7)]]. **//О покаянии.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Но убо вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего, Егоже ради всех отщетихся, и вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу** //Но убо вменяю вся тщету быти//.— В подлиннике пред: //вменяю// — стоит: //и//.— //Но убо и вменяю//. Мысль будет или такая: но и доселе вменяю все в тщету, как с первого раза просвещения моего благодатию вменил, так и продолжаю вменять. Или такая: но и все вменяю в тщету,— не закон только, но и все земное. Последняя мысль у святого Златоуста, который говорит: «что я отношу это к закону только, говорит Апостол? Мир разве не благо? Настоящая жизнь разве не благо? Но я и их почитаю тщетою, чтоб они не удалили меня от Христа — Называет ли Апостол и здесь еще уметами закон, не видно, а вероятно, что он называет так предметы мира». Но потом святой Златоуст прибавляет, что если хочешь относить и эти слова всё к одному закону, то можешь это делать. Течение речи точно—и впереди и после — всё о законе. Потому естественнее и здесь его только иметь в мысли. Но та мысль: и продолжаю вменять, скудна. Нечего было ее и выставлять.— Скорее надо положить, что Апостол имел в намерении выразить такую мысль: да ведь я и не даром вменяю все то в уметы, а //за превосходящее разумение Христа Иисуса, чем объясняется предыдущее слово Христа ради//. //За превосходящее разумение Христа Иисуса//.— //За превосходящее//, το υπερεχον — превосходство разумения. «По причине высшего ведения, тщетою называю низшее и пренебрегаю малым ради большего. Не потому бегу, что это худо, но потому, что предпочитаю важнейшее и, получив зерно, почитаю мякину излишнею; ибо //уметами// называется самая грубая и жесткая часть соломы. На этом держится пшеничное зерно, но по сборе пшеницы кидается это. Так закон указывает на Христа; но, когда Христос пришел, закон стал излишен» (блаженный Феодорит). Под разумением можно разуметь и систему вероучения христианского, которая вся сосредоточивается во Христе Иисусе, но, от Него исходя, обнимает все — и прошедшее, и настоящее, и будущее — и все объясняет самым удовлетворительным, назидательным и утешительным образом. Свет ведения о Христе Иисусе пленял обширный ум Апостола. Рамка же ведения, даваемая законом, узка. Сравнив одно с другим, я закон бросил, а ко Христу прилепился. При свете Его, там мне виделась уже одна тьма. Или под разумением Христа Иисуса он разумеет то, что давалось о Христе Иисусе,— опытное вкушение благ духовных от веры в Него. Обрезание, субботы, жертвы, омовение и очищение и все прочее — тело очищали, а душа оставалась без всякой пользы, ничего в нее не перепадало. Во Христе же Иисусе благодать нисходит в душу, которая страсти отгоняет, силу на всякое добро подает, утешениями исполняет душу и не дает чувствовать горечи лишений и скорбей, все пути жизни освещает и надеждою непоколебимою крепит сердце. Это все я знаю, как бы говорит он, опытом и вижу, как это превосходнее того, что дает закон. Почему не могу оставаться с законом, а охотно оставляю его, и все преимущества его, ради превосходства того, что узнаю и испытываю во Христе Иисусе. Прибавление к словам: //Христа Иисуса// — слов: //Господа моего// — дышит любовию, теплою, сладостною. Своим считает Его; ибо носит Его в сердце своем. В сердце же носит, потому что чувствует, как много получил от Него и получает, как обращен Им лично, и потом постоянно Им был храним, руководим, утешаем, просвещаем, и доселе блюдется Им, несмотря на окружавшую и окружающую его неприязненность. //Егоже ради всех отщетихся//, — всем изубыточился, — все бросил, от всего отказался,— и от законных оправданий и жертв, и от ревности фарисейской, и от рода своего; и все это и подобное //вменяю уметы//, считаю за сор, за ничто,— //да Христа приобрящу//. Сделал это, чтобы Христа приобресть, для приобретения Христа. Приобретение же сие не в будущем чается, а в настоящем имеется. То все оставил; а взамен того приобрел Христа Иисуса Господа моего. Если сравнишь, то увидишь, что это не потеря, а приобретение. Я изубыточился тем, что убыточно, а приобрел то, в чем источник неистощимых приобретений. Ибо приобресть Христа — значит возыметь все. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 8-9 **Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере** И до настоящего времени **почитаю** это за вред и недостаток, **ради преимущества** познания **Иисуса Христа Господа нашего**: ради Него я лишил себя всего, что приобрел в законе, - и как бы **за сор** и отбросы счел я это, **дабы** Одного только **Христа приобрести и оказаться в Нем имеющим не мою правду, что от закона**, которою хвалятся научающие вас обрезаться, **но** дабы оказаться мне в **правде веры** Христовой, **которая от Бога**. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа** Не потому, [говорит Павел,] бегу [я от требований закона,] что они дурны, но потому, что предпочитаю важнейшее; и, получив зерно, почитаю излишним сор - самую грубую и жесткую часть соломы, на которой держится пшеничное зерно, но которая по сборе пшеницы выбрасывается. **//Толкование на послание святого Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа** См. Толкование на [[new:fil:03:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|Фил. 3:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа** Апостол это признание повторяет по отношению к настоящему времени. И теперь, уже обратившись в христианство, Апостол считает познание, ясное разумение Господа Иисуса Христа, Которого он называет "своим" по особой любви к Нему, гораздо высшим, чем те прежние свои иудейские преимущества, которыми он прежде услаждался и которые теперь считает просто //сором//, который следует выбрасывать из жилища. Он хочет только //приобрести Христа//, т. е. усвоить себе Христа вполне, сделать Его своим внутренним достоянием, что достигается путем продолжительного христианского саморазвития. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:03:01#lopuxin_ap|Фил. 3:1]] [<10>]