[<10>] ====== Толкования на Фил. 3:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **"Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус** **"Не потому, чтобы я уже достиг"**. Что такое: **"уже достиг"**? Т. е. награды. Если же столько пострадавший, если гонимый, если носящий мертвость еще не совсем был уверен в том воскресении, то что скажем мы? Что значат слова: **"не достигну ли я"**? То же, что и выше сказанные – //"чтобы достигнуть воскресения мертвых"//. Если я, говорит он, достигну Его воскресения, т. е. если я смогу столько же пострадать, если смогу уподобиться Ему, если смогу сделаться сообразным Ему. Так, Христос много пострадал, был оплеван, заушаем, бичеван, наконец умер. И вот поприще: через все это должны достигать Его воскресения и все подвижники (Его). Таким образом или это (апостол) выражает здесь, или следующее: если я удостоюсь достигнуть славного воскресения, соединенного с упованием, то достигну воскресения Христова; если я совершу все подвиги, то и воскресения Его достигну, и восстану со славой. Теперь, говорит, я еще недостоин: **"Стремлюсь, не достигну ли я"**. Жизнь моя еще в подвигах, я еще далек от цели, еще не близок к наградам, еще бегу, еще гоню. Не сказал: бегу, но – **"стремлюсь"**, и справедливо. Вы знаете, с каким напряжением стремится гонящий: он не смотрит ни на кого, с великим усилием отталкивает всех препятствующих, и ум, и взоры, и силу, и душу, и тело устремляет к одному, не имея в виду ничего другого, кроме награды. Если же и Павел, так гонящий, столько пострадавший, говорит еще: **"не достигну ли я"**, то что скажем мы, лежащие на боку? Далее, желая показать, что это составляет обязанность, (апостол) говорит: **"как достиг меня Христос Иисус"**. Я был, говорит, из числа погибающих, утопал, был близок к погибели; но Бог спас меня, так как Он гонится за ними убегающими от Него с великой стремительностью. Все это (апостол) и выражает, именно словами: **"Как достиг меня"** указал и на ревность Бога, желающего настигнуть нас, и на наше великое отвращение от Него и заблуждение, и на то, что мы убежали от Него. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не зане уже достигох, или уже совершихся: гоню же, аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа Иисуса** Не могу сказать, что уже достиг, говорит. Чего? того состояния, коему, как верная награда, присвояется славное воскресение. Приложив сюда вышесказанное, получаем: не могу сказать, что достиг уже состояния полного бесстрастия. Это похоже на то, что прежде писал он к римлянам: //вижду ин закон во удех моих противовоюющь закону ума моего// (то есть духа), //и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих// (ср. [[new:rim:07:23|Рим. 7:23]]). Таким образом слова: //не зане уже достигох// — очевидно объясняются чрез: (не зане уже) //совершихся//. Не совершен еще я, не во всем еще преуспел, в чем должно. Но не сплю, не предаюсь нечаянию, а все гоню и гоню, //аще и постигну//. //Аще и постигну// — не сомнение означает, а цель указывает, в смысле: чтоб достигнуть. Или так: мера совершенства нашего крайне велика; жизнь же наша коротка; почему всеусильно стремлюсь, не достигну ли в этот короткий промежуток времени последних пределов предназначенного нам совершенства. //О немже и постижен бых от Христа Иисуса//.— //О немже//, — на чем, на каком условии, с каким предложением, в каких надеждах и видах. Господь Иисус Христос постиг его на пути в Дамаск с целию сделать его Апостолом языков. Но Апостол не это имеет в мысли, говоря: //о немже и постижен бых//; а разумеет общехристианскую цель, к которой должен стремиться всякий христианин. Он говорит как бы: гоню, чтоб достигнуть того, к чему я призван Господом, яко христианин, наряду со всеми христианами, Святой Павел стоит вниманием своим на своей духовно-нравственной стороне, а не на звании Апостольском, стоит там же, где стоял, когда говорил: //да не како, иным проповедуя, сам неключимъ буду//. Поелику он прямо не сказывает, чего достигнуть стремится; то можно слова его перифразировать так: стремлюсь достигнуть идеала духовно-нравственного совершенства христианского. Этому конца нет: ибо Господь говорит: //будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть// (ср.: [[new:mf:05:48|Мф. 5:48]]). Ближе к нам: кто, будучи постигнут Господом, хочет идти вслед Его, //да отвержется себе и возмет крест свой и последует Ему// (ср.: [[new:mk:08:34|Мк. 8:34]]). Сим только путем доходят туда, где Господь — одесную Бога седя. Под: //гоню// — у Апостола не другое что и разуметь должно, как усугубление подвигов самоотвержения, в видах полнейшего очищения и усовершения естества своего, чтоб чрез то достойным оказаться славного воскресения, как видно по ходу речи. Святой Златоуст говорит об этом: «что значат слова: //аще постигну//? не достигну ли я Его воскресения, если бы, то есть, я мог столько же пострадать, если бы я мог уподобиться Ему, если б я мог сделаться сообразным Ему. Так, Христос много пострадал, был оплеван, заушаем, бичеван, наконец умер. И вот поприще; чрез это-то всё должны достигать Его воскресения и все подвижники Его. Апостол говорит как бы: если я совершу все подвиги, то и воскресения Его достигну, и востану со славою. Теперь, говорит, я еще не достоин сего: //гоню же, аще и постигну//. Жизнь моя еще в подвигах, я еще далек от цели, еще не близок к наградам, еще бегу, еще гоню. Не сказал: бегу, но: //гоню//, — и справедливо. Ибо знаете, с каким усилием стремится гонящий (на ристалищах): он не смотрит ни на кого, с великим напряжением отталкивает всех препятствующих и ум, и взоры, и силу, и душу, и тело устремляет к одному, ничего другого не имея в виду, кроме последней меты. Если же Павел, так гонящий, столько пострадавший, говорит еще: //аще и постигну//, — то что скажем мы, лежащие на боку? Далее, желая показать, что это составляет обязанность, Апостол говорит: //о немже и постыжен бых от Христа Иисуса// (на то и призван, чтобы так подвизаться, стремясь к совершенству. Остановись вниманием на слове: //постыжен бых//). Апостол выразил им и ревность Бога, хотящего постигнуть нас, и наше великое отвращение от Него, заблуждение, и то, что мы удалились от Него. Он говорит как бы: я был из числа погибающих, утопал, был близок к погибели; но Бог спас меня: ибо Он преследует нас, убегающих от Него с великою стремительностию». Подобное сему пишет и Феодорит: «Он сперва меня постигнул, уловил в сети. Бежал я от Него, крайне отвращался, но постиг Он меня бегущего. Посему гонюсь вслед за Ним, желая настигнуть Его, чтобы не лишиться спасения». //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус** **Не потому** (говорю это), **чтобы уже получил** я то, что обетовано в далеком будущем, **или** уже получил, что невозможно получить человеку, и не потому, что **уже** чрез тот самый подвиг **усовершился я, но** посредством гонений и других страданий **достигаю**, непрестанно ожидая достичь обетованного нового мира, потому что как бы достиг меня Иисус Христос. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус** Оттого бывает, что любовь созидает, что она не завидует и не огорчается на завидующих и не разглашает о себе всенародно того, что достойно завидования; (она) **не почитает себя уже достигшею совершения**, и чего не знает, о том не стыдится признавать свое неведение. Таким образом она предохраняет ум от кичения и всегда располагает его преуспевать в познании. //**Главы о любви.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус** Посему душам нашим должно из настоящего состояния перейти в другое состояние, и измениться в Божественное естество, из ветхих соделаться новыми, то есть из негодных и неверных — добрыми, честными и верными; и таким образом, прийти в благоустройство, став благопотребными для небесного царства. И блаженный Павел о своем пременении и о том, как уловлен был он Господом, пишет следующее: «**гоню же аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа**». Как же уловляется он Богом? Как мятежник, захватив кого-нибудь в плен, уводит к себе, а потом сам уловляется истинным царем: так и Павел, когда действовал в нем мятежнический дух греха, гнал и расхищал Церковь: но поелику делал сие по неведению, не из противления Богу но как бы подвизаясь за истину, то и не презрел, но уловил его Господь. Небесный и истинный Царь, неизреченно облистав его, сподобив слышать Свой глас и, ударив в лице, как раба, даровал ему свободу. Видишь Владычную благость и то, как души, прилепившиеся к пороку и ожесточенные, Господь может в одно мгновение времени изменить и сообщить им Свою благость и мир. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 44.**// ===== Прп. Марк Подвижник ===== **Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус** Павел же, признав, что ему никогда, до самой смерти, не должно переставать действовать силою данной ему от Христа благодати, сказал так: **«гоню же, аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа Иисуса»**, назвав **«постижением»** терпение до конца жизни, как писал о сем в Послании к верному Тимофею, явственно показывая ему приближение своей кончины и говоря: //«подвигом добрым подвизался, течение скончах, веру соблюдох»// [[new:2tim:04:07|(2 Тим. 4:7)]], не остановку и временный предел предназначив себе, как прекративший шествие ради совершенства и уже не нуждающийся более в подвигах, никогда на земле не прекращающихся, //«за тело Христово, еже есть Церковь»// [[new:kol:01:24|(Кол. 1:24)]]; но называя концем шествия и подвигов свою кончину, ибо говорит: //«уже жрен бываю, и время моего отшествия наста»// [[new:2tim:04:06|(2 Тим. 4:6)]]. Видишь ли, что не сказал: «почиваю», но: //«уже жрен бываю»//, таковыми словами и делами показывая всем, что мы до самого разрешения (от тела) и смерти долженствуем приносить покаяние Небесному Царю Христу, с Коим Отцу вместе со Святым Духом (да будет) слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. **//Слово о покаянии.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус** Он первый меня настиг, уловил в сети, [говорит Павел]. Бежал я от Него, отвращаясь прочь, но настиг Он меня бегущего. Потому теперь я гонюсь вслед за Ним, желая настигнуть Его, чтобы не лишиться спасения. **//Толкования на послания святого Павла//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился** Сказав: //чтобы достигнуть//, он подтверждает это, говоря: так неуверенно я сказал потому, что еще не достиг награды, еще не усовершился. **Но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус** Говорит: я еще нахожусь в подвиге, еще стремлюсь, не достигну ли как конца и награды. Затем, показывая, что это его долг, он прибавляет: ради сего-то //достиг меня Христос//, то есть когда я был в числе погибших и отверженных, Христос меня преследовал и достиг меня бегущего, и обратил к Себе. Поэтому и сам я должен гнаться за Ним, чтобы достигнуть Его. Весьма выразительно сказал: //стремлюсь//, потому что стремящийся ни на что другое не обращает внимания, кроме того, к чему стремится, все опускает из виду, даже самое дорогое и. самое необходимое. Так и мы должны спешить, не обращая внимания ни на какие препятствия. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус** Хотя на протяжении всего письма Павел свидетельствует о своей радости за них и хвалит их послушание и веру, он заботится и о том, чтобы они, по свойственной людям заносчивости, не сочли себя уже достойными. Потому он от своего лица заявляет им открыто, что и ему еще недостает до совершенной праведности, - чтобы и они больше упражнялись в делании добра. Насколько же им понятнее будет, что следует работать над собой, чтобы заслуженно получить оправдание! **//На Послание к Филиппийцам.//** ===== Марий Викторин ===== **Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус** Христос Своими страданиями освободил всех следующих за Ним. Так или иначе, Он достигает всех, однако особенно тех, кто за Ним последовал. Тот, кто желает последовать за Христом и достичь Его, должен следовать за Ним во всех Его страданиях, чтобы таким образом достичь Христа, как Христос достиг его. Ибо Христос, освободив всех своими страданиями, Своими же страданиями достигает всех. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-21 **Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все** Апостол говорил о своем усовершенствовании, для которого он отрекся от иудейства, по-видимому, как о чем-то совершенно им достигнутом, как о деле вполне верном. Его слова некоторые мечтатели легко могли перетолковать и сказать, что и все христиане вообще уже достигли совершенства (ср. [[new:2tim:02:18|2 Тим. 2:18).]] Апостол и говорит теперь, что до полного совершенства ему еще далеко: он только начал свой многотрудный путь к нему. Тут Апостол сначала имеет в виду только религиозное совершенство (12-16), а потом говорит и о нравственном (17 и сл.). Приглашая в последнем отношении подражать примеру его и его друзей, он с горечью говорит о многих христианах, которые живут только для наслаждения, забывая, что истинная цель всех стремлений христианина - жизнь на небе. Ст. 12-14 **Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе** Апостол уже захвачен Христом, и теперь сам стремится за Ним, чтобы не лишиться спасения (блаж. Феодорит). Он похож на бегуна в цирке, который состязается в скорости для получения приза. Жизнь Апостола есть как бы постоянный бег, постоянное устремление вперед, с целью получить небесную награду. И как бегун думает только о том, как бы ему поскорее достигнуть заветной черты, так и Апостол не думает о том, что им сделано, а только о том, что ему предстоит еще сделать. В этом стремлении своем он опирается на веру во Христа и Его обетования //(во Христе Иисусе)//. //**Толковая Библия.**// [<10>]