[<10>] ====== Толкования на Фил. 3:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет** Что такое – **"это"**? То, что заднее должно забывать, почему свойство совершенного – не считать себя совершенным. Как же ты говоришь: **"Кто из нас совершен"**? Так ли мы рассуждаем, как ты рассуждаешь, скажи мне? Если ты не достиг и не усовершился, то почему же совершенным повелеваешь мудрствовать то же, что сам мудрствуешь, не будучи еще сам совершенным? Потому, говорит, что это и составляет, совершенство. **"Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет"**, т. е., если кто думает (и иначе), что он совершил все добродетели. (Апостол) предостерегает (филиппийцев), но сказал не так, – а что? **"Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет".** Смотри, как он скромно сказал это. Бог вас научит, т. е. Бог вас уверит, а не просто научит, потому что учил Павел, но вразумлял Бог; впрочем (апостол) не сказал – вразумит, но: **"откроет"**, чтобы показать, что дело происходит преимущественно от неведения. Это сказано не о догматах, но о совершенстве жизни, и о том, чтобы не считали себя совершенными, так как кто думает о себе, что он уже достиг всего, тот не имеет ничего. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет** Если мы, в силу свойственной человеку склонности заблуждаться, примем что то за ясный смысл, то мы не должны отказываться от углубления понимания через благодать откровения, чтобы понятое нами когда-то по-своему не заставило стыдиться за перемену мысли. Об этом мудро и сдержанно блаженный апостол Павел написал филиппийцам: //Итак, кто из вас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.// **//О Троице.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Елицы убо совершении, сие да мудрствуим: и еже аще ино что мыслите, и сие Бог вам открыет** Прежде говорит Апостол, что еще не достиг, не совершился,—а здесь говорит: //елицы совершенни// — и себя к ним причисляет: //сие да мудрствуим//. — Какая у него мысль? Или такая: которые из вас думают, что совершенны уже. Узнал Апостол, что есть между филиппинцами такие много о себе думающие, и возводит их к смиренномудрию. И прежде он вразумлял уже их примером Господа, Себя ради нас смирившего, а теперь вразумляет своим примером, — показанием, как он, при всем том, что есть богоизбранный Апостол, именно о себе думает. Он говорит как бы: итак, которые из вас совершенными уже себя считают,— переменим свое о себе мнение, станем думать, как я изложил. Себя же в число наставляемых вставил, чтобы смягчить обличение и исправительное внушение. Или слово: //совершении// — берется у него не вполне, а относительно: которые посовершеннее других. В обществе лиц все на одной линии никогда не бывают, и всегда одни получше, другие похуже, иные же — очень хороши, — выдаются из-за других. Этим-то Апостол и говорит: которые получше других, не допускайте мысли, что вы уже дошли до конца, а думайте, как я,— что еще не достигли, еще не совершились, и, задняя забывая, стремитесь всё вперед и вперед. Или совершенными называет стремящихся к совершенству и ревнующих достигнуть его; как бы так: вы, стремящиеся к совершенству, если хотите достигнуть его, никогда не думайте, что достигли его, а всё — гоните и гоните вслед его — и достигнете. То и признак, что стремится кто к совершенству и достиг его в известной мере, что он считает себя несовершенным. При первых шагах на пути к совершенству иной может еще подумать, что совершен, но, прошедши немного, непременно увидит, что путь далек, и чем больше и быстрее идет, тем последний предел видится дальше и дальше. Апостол выражает как бы: сколько бы ни были мы совершенны,— так да мудрствуем. Нечего и прилагать к себе совершенства, когда таков закон, что совершающиеся видят себя все больше и больше менее совершенными. Святой Златоуст говорит, что «то и совершенство, чтобы не почитать себя совершенным. Что такое: //сие//? То, что заднее должно забывать; почему свойство совершенного — не почитать себя совершенным. Это составляет совершенство». //И еже аще ино что мыслите, и сие Бог вам открыет//. Темновато. Прямее будто такая мысль: если вы иначе как об этом рассуждаете, то, я уверен, Бог вам откроет, что вы неправо судите, и наведет вас на изложенный мною образ мыслей,— //и сие открыет//. Можно дополнить: молюсь, да откроет, или: молитесь, и откроет Бог, или просто: открой вам, Господи, и сие. Апостолу предлежало сказать: если вы иначе судите, то вразумляйтесь; но он дал такой оборот речи, что и у них возбуждает желание вразумления. Святой Златоуст говорит: «//аще ино что мыслите//,— то есть если кто думает, что он совершил все добродетели. Апостол предостерегает филиппийцев,— но сказал не так, а что? //и сие Бог вам открыет//. Смотри, как он скромно сказал это. Бог вас научит: ибо хотя учит Павел, но вразумлял Бог. Впрочем, Апостол не сказал и вразумит; но: открыет,— дабы показать, что такое мнение происходит преимущественно от неведения. Сие сказано не о догматах, но о совершенстве жизни и о том, чтоб не считали себя совершенными; ибо кто думает о себе, что он уже достиг всего, тот не имеет ничего». //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет** Итак, кои сочли себя совершенными, хотя им не подобало бы так думать о себе, те пусть мыслят так, как мыслю я. **И если кто иначе мыслит** кроме того, что я признал для вас очень полезным, то **и это вам Бог откроет**. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Августин ===== **Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет** Апостол называет себя и несовершенным (Ср. [[new:fil:03:04|Фил. 3:4-11]]), и совершенным. Несовершенство его проявляется в том, что так много не хватает до праведности, полноты которой он жаждет; совершенство - в том, что он не стыдится признать свое несовершенство и продвигается по пути совершенства. Так, мы можем сказать, что совершенен путник, приход которого благополучен; но не было бы совершенным намерение, если бы приход не состоялся. **//Против двух посланий пелагиан.//** ---- Все мы, совершая поприще совершенным образом, должны понимать, что мы еще не совершенны; наша надежда в том, что мы можем стать совершенными там, куда направляемся. **//Об усовершенствовании человеческой справедливости.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет** Таких мыслей надлежит нам держаться о предлежащих наградах. Если и не точно знаем, в чем они состоят, то должно нам знать, что покажет это нам Подвигоположник Бог. **//Толкования на послания святого Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить** Что же такое это? То, чтобы забывать заднее. Свойство совершенного человека - не считать себя совершенным; потому что совершенство заключается в том, чтобы не полагаться на себя. **Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет** Здесь Павел обнадеживает филиппийцев: если, говорит, вы думаете, что все сделали, то Бог покажет вам, как не ведающим, должное. Это сказано о совершенстве жизни и о том, чтобы они не считали себя совершенными. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет** Павла следует понимать так: если нечто из того, что мы говорим, вы воспринимаете и понимаете иначе, вы можете так думать - я вам позволяю. Помни, что здесь он говорит о людях совершенных. Ибо сказал: //итак, кто из нас совершен//... [А слова]: //и это Бог вам откроет//, - хорошо сказаны, потому что включают и то, что вы думаете, и то, что я сказал. **//Комментарий на Послание к Филиппийцам.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить** Так нужно мыслить о возможности "христианского совершенства". Может быть читатели еще не поняли, что такого совершенства на земле не может быть, но они со временем поймут это: "наш Бог" (т. е. Бог как Отец христиан - по-греч. слово Бог - qeoV поставлено с членом - o) им это раскроет. Нужно пока держаться только того, чего уже достигли, не отступать назад. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:03:12#lopuxin_ap|Фил. 3:12]] [<10>]