[<10>] ====== Толкования на Фил. 3:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-21 **Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все** **"Их"**, – говорит, – **"бог – чрево"**. Потому бог у них – //"Станем есть и пить"// [[new:1kor:15:32|(1 Кор. 15:32)]]. Видишь ли, как худо удовольствие? У одних бог деньги, а у других – чрево. Таковые не идолопоклонники ли, даже не хуже ли их? **"И слава их"**, – говорит, – **"в сраме"**. Некоторые говорят, что этими словами указывается на обрезание; а я говорю совсем другое, именно вот что значат эти слова: они величаются тем, чего бы надлежало им стыдиться. То же говорит (апостол) в другом месте: //"Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь"// [[new:rim:06:21|(Рим. 6:21)]]? Делать постыдное – тяжкий грех; грех наполовину уменьшается, если делающий стыдится; а когда кто еще хвалится постыдным, то это верх бесчувствия. Ничто не может, более побудить стыд, и быть укорительнее этого изречения: **"Их бог – чрево, и слава их – в сраме"**. Кто это такие? Те, которые **"они мыслят о земном"**, которые говорят: мы построим дома. Где? На земле. Говорят: купим поля, – опять на земле; получим власть, – опять на земле; достигнем славы, – тоже на земле; разбогатеем, – все на земле. Вот те, **"их бог – чрево"**! Те, которые не думают о духовном, которых все заботы и помышления ограничиваются землей, поистине имеют богом чрево, говоря: //"Станем есть и пить, ибо завтра умрем!"// [[new:1kor:15:32|(1 Кор. 15:32)]]. **"Их бог"**, – говорит, – **"чрево"**. Посмотрим, как Павел служил Богу; посмотрим, как и чревоугодники (служат) чреву. Не подвергаются ли они бесчисленным смертям? Не боятся ли отказать ему в каком бы то ни было требовании? Не раболепствуют ли ему даже в невозможном? Не хуже ли они невольников? Но Павел не таков, потому он и сказал: **"Наше же жительство – на небесах"**. Не будем же и мы искать покоя здесь (на земле); пожелаем сделаться славными там, где и житие наше. **"Откуда"**, – говорит, – **"мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его"**. Постепенно возводит нас: с неба, говорит, Спаситель наш, доказывая величие местом и лицом. **"Который уничиженное тело наше"**, – говорит, – **"преобразит"**. Тело наше ныне много терпит; его вяжут, бьют, оно претерпевает бесчисленные беды. Но и тело Христово столько же терпело. На это он намекает, говоря: **"что оно будет сообразно славному телу Его"**. Потому, хотя тело то же самое, но облекается в бессмертие. **"Преобразит"**, – говорит. Следовательно (оно будет иметь) и другой образ; или же он так назвал изменение в несобственном смысле. Сказал же – **"уничиженное тело наше"** потому, что оно ныне уничижено, подвержено тлению, болезни; ныне оно кажется ничтожным и ничем не лучше прочих (тел). **"Что оно будет сообразно"**, – говорит, – **"славному телу Его"**. Увы! Это тело будет сообразно тому телу, которое сидит одесную Отца, которому поклоняются ангелы, которому предстоят бесплотные силы, которое превыше всякого начальства, власти и силы, – вот какому оно сообразно будет. Итак, если вся вселенная будет слезно оплакивать (людей), потерявших эту надежду, то оплачет ли она достойно, что и при данном нам обещании – **"что оно будет сообразно"** тело наше отходит вместе с демонами? Я не упоминаю уже о геенне; что бы ты ни сказал – все почитаю за ничто в сравнении с такой потерей. Что ты говоришь, Павел? Тому ли сообразно будет? Да, говорит. А для удостоверения приводит и доказательство: **"Силою"**, – говорит, – **"которой Он действует и покоряет Себе все".** Христос имеет силу, говорит (апостол), покорить Себе все, следовательно и тление и смерть, и преимущественно той же самой силой Он сделает и это. И для чего, скажи мне, потребно больше силы: покорить ли ангелов, и архангелов, и херувимов, и серафимов, и демонов, или сделать тело нетленным и бессмертным? Без сомнения гораздо более для первого, нежели для последнего. Он показал большие дела Своей силы, чтобы ты и последнему поверил. Итак, хотя вы видите (миролюбцев) в радости, хотя видите в славе, – стойте, не соблазняйтесь их примером, и не страшитесь. Надежда (на прославление тела) сильна возбудить самого ленивого и сонливого. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **имже кончина погибель, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют** См. Толкование на [[new:fil:03:18#svt_feofan_zatvornik|Фил. 3:18]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном** И нашли они себе, благодаря этой вражде, конец погибельный, - **коих богом** почитается **чрево** их, поелику они чтут Бога ради земных обетований - **и славу** свою имеют одетою** в стыд их**, то есть хвалятся тем самым, что они были приведены (к исполнению закона) в качестве наемников чрева своего, - **кои** земное одно только **помышляют** в себе и о земных обещаниях закона. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **имже кончина погибель, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют** Апостол, обвинив мудрствующих о земном, сказал, о премудрый: //наше бо житие на небесех есть// [[new:fil:03:20|(Фил. 3:20)]], - и сим делающих что-либо маловажное и худое противопоставил совершающим дела великие и смелые. Ибо одни презренны и низки, а другие высоки духом и парят к небесам. Смиряя же превозносящихся пред братиями, говорит он: //не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся// [[new:rim:12:16|(Рим. 12:16)]], и сим не воспрещает им помышлять о премирном, но искореняет в них презорство и кичливость. Ибо велемудрие, то есть высота духа, - это одно, а другое - гордость, то есть высокомерие. Первое все случающееся уничижает собственным своим мужеством, а вторая всех людей признает низшими собственной своей низости; первое помышляет о премирном, а вторая мечтает о земном; первое вожделеет славы Божественной и приснопамятной, а вторая любит славу угасающую. **//Письма.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Их конец - погибель, их бог - чрево** Потому что они служат ему, как Богу, и всячески угождают ему. Для одних бог - деньги, для других - чрево; о них Павел говорит в другом месте: //будем есть и пить, ибо завтра умрем// [[new:1kor:15:32|(1 Кор. 15:32)]]. Вот новое идолослужение. **И слава их - в сраме** Некоторые понимают это об обрезании, которое они считали славой, но которое на самом деле есть бесславие. Но это неверно; он чрез это показывает их неразумие. Ибо согрешающие должны бы стыдиться и скрываться; а они считают это для себя славой. **Они мыслят о земном** Потому что богом они имеют чрево, ничего не думая о духовном или небесном. **//Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.//** ===== Амвросиаст ===== **Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном** //Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном//. Здесь Павел имеет в виду и тех, кто отвращал галатов. Хитростью поступая, они разрушали церкви Божий, под именем Христа проповедовали иудейский закон... О них Павел вспоминает с горечью и слезами, ибо они препятствовали спасению верующих, ставя вопросы о еде и воздержании от пищи, словно в еде спасение и словно Бог - чрево, чтобы Он мог получать наслаждение от земной еды согласно закону. А они тем временем хвалились обрезанием своих интимных мест. Это и значит - помышлять о земном, ибо помышляющий о духовном хвалится верою, надеждою и любовью. **//На Послание к Филиппийцам.//** ===== Марий Викторин ===== **Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном** Есть два образа... врагов креста Христова. Одни, плотски воспринимая крест, осмеивают Христа, считая Его человеком, распятом на кресте. Такие нечувствительны ни к чему, кроме плоти; //их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном, а конец их - погибель// [[new:fil:03:19|(Фил. 3:19)]]. А другие, духовно воспринимая Христа, не понимают, что Он воплотился и был распят на кресте. Поэтому они - //враги креста Христова и конец их - погибель//. **//Комментарий на Послание к Филиппийцам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном** См. Толкование на [[new:fil:03:17#lopuxin_ap|Фил. 3:17]] [<10>]