[<10>] ====== Толкования на Фил. 3:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:fil:03:19#svt_ioann_zlatoust|Фил. 3:19]] ===== Свт. Василий Великий ===== **Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа** //Наше же жительство - на небесах//, то есть на земле мы волочим тело как тень, душу же охраняем как сожительницу неба. **//О крещении.//** ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа** Если и блаженных, и нечестивых ожидает конец, а конец понимается как погибель, то он уравнивает религию и безверие: общий конец тех и других -небытие. И где тогда надежда наша на Небо, если мы перестанем думать, что погибель ожидает нечестивых? Если говорится, что надежда - для святых, а конец - для нечестивых, то и тогда конец не может быть просто исчезновением. Ибо что за наказание нечестивцу не знать, за что ему отмщение, не знать причину его страдания? Потому [следует полагать, что] конец есть длительное и неизменное пребывание - одно уготовано для блаженства, другое приготовлено для бесчестия. **//О Троице.//** ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа** Мы знаем, что и это хорошо сказано, что мы должны жить как //странники и пришельцы// [[new:evr:11:13|(Евр 11:13)]] (Ср. [[old:1par:29:15|1 Пар. 29:15]])... стараясь не пользоваться творением, но благодарить за все и хранить высоту помыслов. **//Строматы.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа** Мне, говорит, подражайте в шествии тесным крестным путем, а этим чувственным утешникам, которым бог — чрево и которые только и думают, что о земном, не подражайте. Нам жить так, как они живут, не пристало.// Наше бо житие на небeсех есть//. «Не будем же искать покоя здесь, на земле; пожелаем сделаться славными там, где и житие наше» (святой Златоуст) //Житие//, πολιτευμα,— гражданство, отечество, наш город вышний Иерусалим. Туда стремиться надо, туда готовиться, к тамошним законам и нравам привыкать, а не о земном мудрствовать. Πολιτευμα — значит еще и образ жизни и занятий, как говорят: его вся жизнь в том-то или том-то, чтоб означить, что он тем только и занят. Небом надо нам быть занятым, там сердцем быть, там мыслями; там да будет сокровище наше, там и все надежды наши. Мы стоим в совершенной противоположности с теми, кои не поднимаются выше земли. //Отонудуже и Спасителя ждем//. Сводит к концу начатую в начале сего отделения речь, что желает достигнуть славного воскресения, чрез общение со страстьми Христовыми. Всесторонне он объяснял необходимость этого общения и возбуждал к тому ревность. Теперь хочет всех поставить в напряженное и непрерывное пребывание в сем общении чрез шествие крестным, самоотверженным путем, тем, что, возведши наш взор на небо, где наше жительство, располагает ждать Спасителя оттуда. Когда он говорит, что мы ждем; то этим всех возводит в состояние ждущих и, следовательно, готовящихся сретить. Тут та же мысль, что в притче о приставнике. //Ждем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа//. Мы ждем Судию живых и мертвых. Но Апостол, по цели речи своей, именует ожидаемого только Спасителем и Господом и целию Его пришествия поставляет лишь воскресение. После воскресения суд. Говоря так, Апостол хочет, чтоб так хорошо всегда себя держали, чтоб, когда придет Господь, суд Его не коснулся нас, а только одна слава воскресения облистала нас. //Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его//. В этом цель всей речи.— Тело Христово прославлено; но оно предварительно страдало. Войдем в спострадание ему произвольными подвигами и лишениями и непроизвольными скорбями. И Господь, пришедши, преобразит тело наше, уподоблявшееся на земле телу Его в страданиях, в тело славное, как славно Его прославленное тело. //Преобразит// — не новый ему даст образ, а новыми свойствами облечет, из тленного сделает нетленным, из немощного крепким, из грубого и мрачного тонким и светоносным. Оно станет таково, каково тело воскресшего Господа. Ах, сие тело будет сообразно тому телу, которое седит одесную Отца; которому поклоняются Ангелы, которому предстоят бесплотные силы, которое превыше всякого начальства, власти и силы, сему будет сообразно. Но что ты говоришь, Павле? Тому ли сообразно будет?! Да, говорит, тому. Итак, если вселенная будет слезно оплакивать потерявших сию надежду; оплачет ли она достойно то, что и при данном нам обещании: быти сему сообразну телу Христову — тело наше отходит вместе с демонами?! (см.: святой Златоуст). //По действу еже возмогати Ему и покорити Себе всяческая//. По той власти, о которой Господь Сам сказал по воскресении: //дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли// [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18)]] — и в силу которой //подобает Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ноги Своя// (ср.: [[new:1kor:15:25|1 Кор. 15:25]]). Апостол поминает о сем не затем, чтобы доказывать, что Господь, яко Богочеловек, облеченный всемогуществом Божеским, может сие сделать, а чтобы напомянуть, что это будет тогда же, как все враги креста Христова испразднятся. Ибо мысль о кресте и необходимости крестоношения спасаемым и чающим славного воскресения проходит у него сквозь все сие отделение. «Итак, хотя вы видите миролюбцев в радости, хотя видите в славе; стойте, не соблазняйтесь их примером и не страшитесь. Надежда на славное воскресение сильна возбудить самого ленивого и сонливого. — Текущие, стремящиеся и сообразующиеся смерти Господа, как сказал Павел, могут сподобиться его, а спящие отнюдь не могут. Спящие вовсе не могут совершать и мирских дел, тем паче духовных; спящие никогда ничего не могут получить от друзей, тем паче от Бога. Спящих и отцы не почитают, тем паче Бог. Потрудимся немного, дабы всегда наслаждаться покоем. Скорбеть совершенно необходимо; и если не поскорбим здесь, то будем скорбеть там. Почто не решаемся скорбеть здесь, дабы там успокоиться?» (святой Златоуст). **//Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа** Наши же дела, очевидно обетования, **на небесах суть, откуда ожидаем** видеть не того, кто соделал нас обладателями земли Хананеев, но **Господа нашего Иисуса**, животворца наших тел. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа** <...> христианину, согласно с Святыми Писаниями, должно, отрекшись от мира, из века сего, в котором с Адамова преступления погрязает и уловляется ум, преставиться и преселиться умом в век иной, и мыслию пребывать в горнем мире Божества, как сказано: «**наше житие на небесех есть**». А в сем никоим образом невозможно успеть, если душа не уверует в Господа всем сердцем, отрекшись от века сего, и если сила Божия Духа не соберет в любовь ко Господу рассеянного по всей земли сердца, и не преселит мыслей в мир вечный; потому что, со времени Адамова преступления, душевные помыслы, отторгшись от любви Божией, рассеялись в веке сем, и смешались с помыслами вещественными и земными. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 24.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа** Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце Правды - Христа! Тогда воистину радуется он радостью ангельской. О сем-то и Апостол сказал: **Наше бо житие на не6ecex есть**. //**Поучения.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа** Итак, мы должны думать о вышнем, должны стремиться к нашему отечеству, где нам назначено жить, так как Господь и Царь наш там, и оттуда мы ожидаем Его пришествия во славе Отца со святыми ангелами. Итак, и место, и лицо должны возбуждать вас к стыду. **//Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.//** ===== Евагрий Понтийский ===== **Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа** Жаждешь молиться? — Тогда переселись отсюда и всегда имей **жительство на небесах**. И имей не только на словах, но ангельским деланием и божественным ведением. //**Главы о молитве.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все** Такое направление жизни совершенно несоединимо с христианством. //Отечество// христианина (точнее: //гражданское состояние// to politeuma) находится на небе. Земля для христианина нечто чуждое. Его мысли направлены туда, где находится Христос ([[new:kol:03:01|Кол. 3:1]] и сл. ) и откуда Он явится, чтобы привести верующих к желанной им цели. Они ожидают, что Христос тогда изменит их земное тело, в котором они чувствуют себя как бы связанными (ср. [[new:rim:08:23|Рим. 8:23)]] и которое будет заменено другим, похожим на то светлое тело, в каком восстал из мертвых Христос (ср. [[new:rim:08:29|Рим. 8:29]]). Ап. Павел мыслит это превращение тел как действие чудесной силы Господа Иисуса Христа и как простирающееся на всех христиан, как живых, так и умерших ([[new:1kor:15:51|1 Кор. 15:51]] и сл. ). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:03:12#lopuxin_ap|Фил. 3:12]] [<10>]