[<10>] ====== Толкования на Фил. 4:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные** **"Так"** – каким образом? Как вы стояли непреклонными. Смотри как он после увещания присовокупляет похвалы: **"радость и венец мой"**. Не только радость, но и слава; не только слава, но и венец. Той славе ничего нет равного, – когда они составляют венец Павла. **"Стойте так в Господе, возлюбленные"**, т. е. в надежде на Бога. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ---- Что и это речение (//«станем»//; пред сим толковал об ορθοί – выпрямившись) относится к душе, опять показал тотже св. Павел, говоря: **«тако стойте о Господе, возлюбленнии»** [[new:fil:04:01|(Фил. 4:1)]]. Ибо как стрелец, желая пускать стрелы прямо в цель, прежде всего заботится установить себя самого, и, уже установившись верно против цели, начинает стрелять; так и ты, желая устрелить диавола в злую его голову, прежде позаботься установить помыслы, чтоб, утвердившись в правом и беспрепятственном стоянии, верно бросать в него стрелы. //**Святые отцы о молитве и трезвении**.// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже, братие моя возлюбленная и вожделенная, радосте и венче мой, тако стойте о Господе, возлюбленный** //Темже//, ωστε,—заключительная и выводная частица. Заключает Апостол сказанное пред сим о преуспеянии в христианской жизни, которая должна состоять в том, чтобы, взявши крест Господень, идти вслед Его, в надежде чрез приобщение страстям Его улучить и славное воскресение во второе Его пришествие. //Тако стойте о Господе//. Так стойте, как я вам изъяснил, будьте тверды в вере и жизни по вере, какими знал вас доселе. Стойте так //о Господе//, в надежде на Господа, в угодность Господу, в деле Господнем, Господа моля о том. Какими нежными именами обставляет Апостол это увещание! Не: //братие// — только, но: //братие возлюбленная//, — и не: //возлюбленная// — только, но и: вожделенная,— то есть такая, к которой влечется душа неудержимо, с которою всегда хотел бы быть вместе и жить неразлучно в обыманиях любви. //Радосте//,— потому что радовали его искренностию веры и чистотою нравов; венче, — потому что они украшали его Апостольское служение своим совершенством в христианстве. Эти два титла представляют великую похвалу филиппийцам. В конце опять: возлюбленные,— как будто душа его ненасытна в выражениях теплой и сладостной любви. Ни в одном Послании не делаются так часто такие изъявления сердечного союза с теми, к кому пишет. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные** Итак, говорит, хотя вы и видите их радующимися и прославляемыми, но вы стойте так, как стояли, в надежде, что мы прославимся со Христом, и не отступайте от этой надежды. Заметь, какими похвалами он превозносит их. //Братия//, говорит, и не просто, но //возлюбленные//, и кроме того еще - //вожделенные//, то есть такие, к лицезрению которых стремится душа моя. И еще: //радость//, и не просто, но и //венец//, славнее которого нет для него ничего. И прежде увещания похвалил их, и после опять. Дороги, значит, они были для Павла, если он удостаивает их такой великой чести. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные** Павел призывает их стоять в вере, говоря, что теперь их стойкость ему - радость, а в будущем - венец. Ведь когда ученики побеждают в борьбе, наставник удостаивается венца. //**На Послание к Филиппийцам.**// ===== Марий Викторин ===== **Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные** Любовь и почтительность, сумма всех добродетелей для христианина, не могут существовать, если верные не обладают единым бытием и не утверждаются в едином, мысля о едином. Так что, //возлюбленные братья//, говорит Павел, //ныне утверждайтесь в Господе//. Из этого я понял, что возможно, чтобы они помыслили о едином, когда Павел говорит: //возлюбленные братья//. Ведь тогда получится, что и его возлюбят те, кто мыслит о едином и в едином утверждается. В ком же? Разумеется, во Христе. Ибо когда все они равным образом веруют во Христа, в Нем утверждаются. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные** Этот стих собственно составляет заключение к предыдущему увещанию [[new:fil:03:17|(Фил. 3:17)]]. Называя читателей //своею радостью и венцом//, который украшает его голову, выражая к ним свою горячую любовь (//возлюбленные//), Апостол просит их //стоять в Господе,// т. е. соблюдать Христовы заветы так, как делает это он, Павел. Ст. 1-9 **Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами** Апостол сначала обращается ко всем филиппийцам с увещанием сохранять твердость в вере, а потом убеждает отдельных лиц к единению в мыслях. Затем он снова переходит к увещанию общего характера, состоящему в призыве сохранять истинно христианскую радость, кротость, надежду на помощь Божию и другие истинно христианские свойства и стремления. //**Толковая Библия.**// [<10>]