[<10>] ====== Толкования на Фил. 4:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни** **"Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им"**. Некоторые говорят, что (апостол) этими словами – **"искренний сотрудник"** просит жену свою; но это несправедливо: он просит какую-то жену, или мужа одной из них. **"Помогай им"**, – говорит, – **"подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни"**. Видишь ли, как он свидетельствует об их добродетели? Что Христос сказал (апостолам): //"Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны"// в книге жизни [[new:lk:10:20|(Лк. 10:20)]], то же свидетельство он дает им (филиппийцам) словами: **"которых имена – в книге жизни"**. Мне кажется, что эти жены были важны в церкви (филиппийской), и он препоручает их мужу, конечно – достойному удивления, которого и называет сотрудником, – которому, быть может, он обыкновенно поручал как споспешнику, сподвижнику, соучастнику и брату. Это он делает и в послании к Римлянам, говоря: //"Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской"// [[new:rim:16:01|(Рим. 16:1)]]. **"Сотрудник"**. Так он называет или какого-нибудь брата их, или мужа одной из них; как бы так сказал: ныне ты искренний брат, ныне ты истинный муж, потому что сделался членом. **"Подвизавшимся в благовествовании вместе со мною"**. Твоя честь в тебе, не в дружбе, но в добрых делах. **"Подвизавшимся вместе со мною"**. Что ты говоришь? Жены подвизались вместе с тобою? Да, говорит; немало и они помогали. Хотя у него и много было сотрудников, но в числе многих содействовали и жены. Следовательно церкви тогда возрастали немало, и то, что такой честью от других пользовались почтенные мужи и жены, производило много добра, во-первых, потому, что и прочие возбуждались к равной ревности, во-вторых, через почтение они получали пользу, в-третьих, и сами они делались ревностнее и усерднее. Потому ты видишь, что (Павел) везде старается об этом, и поставляет таковых на вид; об этом он говорит и в послании к Коринфянам: //"Что оно есть начаток Ахаии"// [[new:1kor:16:15|(1 Кор. 16:15)]]. А некоторые говорят, что имя – **"сотрудник"** есть собственное. Но какое бы это имя ни было, нет нужды со всей точностью изыскивать; а должно удивляться, что он повелевает воздавать им великое почтение. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Климент Александрийский ===== Ст. 2-3 **Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни** Павел не боится в одном из посланий говорить о своей супруге, которую, ради свободы служения, он не водил с собою. **//Строматы.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Еводию молю, и Синтихию молю тожде мудрствовать, о Господе** Еводия и Синтихия, как видно, были очень важные особы в Церкви Филиппийской (см.: святой Златоуст), и по внешнему состоянию, и по влиянию на веру. Но что-то было в них такое, почему к ним надлежало обратиться с словом: //молю тожде мудрствовати о Господе//. Убеждение к единомудрию о Господе не на житейский разлад указывает, а на какое-нибудь разногласие в вере, не их двоих между собою, а их обоих со всеми, с началами веры, Апостолом проповеданными. Не на то ли это указывает, что Еводия и Синтихия подпали влиянию иудействующих, в Филиппах ли или где-либо вне; и если не склонились на их ложное учение, то подумали, и не подумали только, но и пред другими выразили мысль: да не в самом ли деле так? Дальше, может быть, дело и не шло; почему святой Павел счел нужным намекнуть только о том, много же об этом не распространялся. Потом выяснив, на чем должны основываться надежды христианские, в заключении предлагает убеждение краткое только сим женам, выделяя их из всей массы. Не распространяется и здесь, а довольствуется одним словом: //молю тожде мудрствовати о Господе//; потому что у них мысль та не далеко зашла, а только проскользнула будто на конце языка. Помянул, однако ж: ибо ложь заразительна; и не им только напомянул, но и еще кого-то просил помочь им, если б дело пошло у них дальше.— Всем этим выражается, впрочем, крайняя заботливость святого Павла, а не особенная опасность для веры тех жен или для веры филинпийцев. Слова: //тожде мудрствовати о Господе// — значат: одинаково со всеми понимать дело спасения в Господе Иисусе Христе; то же мудрствовать, что все,— или чему он повсюду учил; ибо и все если мудрствуют так, то мудрствуют потому, что научены святым Павлом. **//Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им** Мне кажется, что эти женщины занимали выдающееся положение в тамошней Церкви. Поэтому он поручает их некоему чудному мужу, который был или братом одной из них, или же мужем. Быть может, он-то и был темничным стражем в Филиппах [[new:act:16:23|(Деян. 16:23-]][[new:act:16:40|40)]]. Апостол как бы так говорит: теперь-то ты и становишься истинным братом и истинным мужем, если в деле Господнем несешь то же бремя (ζυγόν), вспомоществуя им. Некоторые совершенно неправильно говорят, что Павел обращается здесь с увещанием к своей жене. Но, не говоря о многом другом, если бы это было так, то он сказал бы: γν"σια σύζυγε, а не γν"σιε. **Подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими** Не мало, говорит, и они содействовали мне, хотя это было и при помощи многих других; посему апостол и говорит: //подвизавшимся вместе со мною//. Подлинно, в то время церкви находились в прочном союзе между собой, потому что один другого почитал и один другому помогал. А теперь, увы! в каком состоянии мы находимся? Друг друга низвергаем, почему мы совершенно и отличаемся от живших в то время. **Которых имена - в книге жизни** Видишь ли, какую добродетель приписывает женщине? Сказанное Господом апостолам: //имена ваши написаны на небесах// [[new:lk:10:20|(Лк. 10:20)]]. Павел приписывает и женщинам, что и их имена вместе с прочими написаны в книге Жизни, то есть в ведении и суде Божием. Или он присудил им жизнь, имея в виду веру их, подобно тому, как //неверующий уже осужден// [[new:in:03:18|(Ин. 3:18)]], и следовательно, написан в книге смерти. **//Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе** //Еводия и Синтихия// - женщины-христианки, но положение их в церкви неизвестно. Может быть, они были диакониссы и разногласили между собою в понимании и разделении своих обязанностей. Апостол просит их// мыслить одинаково о Господе//, т. е. о деле служения Богу. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:04:01#lopuxin_ap|Фил. 4:1]] [<10>]