[<10>] ====== Толкования на Фил. 4:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни** См. Толкование на [[new:fil:04:02#svt_ioann_zlatoust|Фил. 4:2]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни** См. Толкование на [[new:fil:04:02#svt_kliment_aleksandrijskij|Фил. 4:2]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ей молю и тебе, супружниче присный, споспешествуй им, яже во благовествовании сподвизашася со мною, и с Климентом, и с прочими споспешники моими, ихже имена в книгах животных** Увещание к единомудрию в Господе, которое жены те должны были выслушать пред целою Церковию: ибо Послание было ко всем и всеми вместе должно было быть читано,— такое увещание и само по себе было уже очень сильно и убедительно. Но святой Павел любит доводить дело всякое до конца, чтоб иметь удостоверение, что он сделал все нужное и что сомневаться в успехе уже нет основания, потому что не оставлено никакого прохода для лжи и заблуждения. Почему молит еще кого-то споспешествовать им. Споспешествуй, συλλαμβανου, - возьми, как бы за руки, и ту и другую и приведи их к единомудрию, если б это потребовалось, если бы оказалось нужным, к моему слову приложить и твое содействие, — войди в их положение религиозное и помоги им. Кто такой, к кому обращается святой Павел? //Супружник присный//. — //Супружник// — одно ярмо влекущий. Иго Апостола было — проповедь Евангелия и устроение Церквей. В каждом месте, где он основывал Церкви, первые верующие, как первенцы, были его содействователями в дальнейшем распространении Евангелия. Им он поручал юные Церкви, когда выходил из их мест. Кто-нибудь из таковых был и этот искренний супружник, к которому обращается теперь святой Павел. Не именует его; потому что и ему, и всем было понятно, к кому идет речь. Может быть, это был темничный сторож (см.: блаженный Феофилакт). Святой Златоуст говорит о нем: «мне кажется, что оные жены были важны в Церкви Филиппийской,— и Апостол препоручает их мужу, конечно,— достойному удивления, которого и называет сотрудником; которому, быть может, он обыкновенно поручал, как споспешнику, соучастнику и брату (тамошнюю Церковь)».— О других же мнениях о сем святой Златоуст говорит: «нет нужды со всею точностию изыскивать, кто он таков». Довольно знать: «искренний брат, истинный муж». Приведем, однако ж, одно мнение, опровергаемое Феодоритом и другими, и самим святым Златоустом. «Под словом: //супружниче// — иные несмысленно разумели жену Апостола, не обратив внимания на написанное в Послании к Коринфянам, а именно что Апостол сопричисляет себя к безбрачным; ибо говорит: //глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут, якоже аз// (ср. [[new:1kor:07:08|1 Кор. 7:8]]). И явно,— что был ли он безбрачен или вдов, но жены не имел, и вернее то, что был безбрачен, потому что призван, когда был еще юношею. Посему супружником называет Апостол того, кто влечет с ним одно и то же иго благочестия, и просит его сделаться споспешником доблестных жен и устроить в них единомудрие». Самых же жен Апостол превозносит великими похвалами, показывая как бы, что стоит потрудиться ради них и что достойно сожаления, если такие лица останутся с таким пятном или подвергнут недоумению даже записание их в книге животной. //Яже сподвизашася во благовествовании со мною//. «Что ты говоришь? Жены подвизались вместе с тобою? Да, говорит, немало и они помогали. Хотя у него и много было сотрудников, но в числе многих содействовали и жены — То, что такою честию пользовались славные, и мужи, и жены, производило много добра. Во-первых, потому, что и прочие возбуждались к равной ревности, во-вторых, чрез почтение они (почитавшие) получали пользу; в-третьих, и сами они (хвалимые сотрудники) делались ревностнее и усерднее. Посему ты видишь, что святой Павел везде старается поставлять таковых на вид». Где и как они сподвизались с Апостолом, не видно. Может быть, в самых Филиппах, или около, и в первое там пребывание Апостола, и в неоднократное посещение им сего города. — Но сопоставление их с Климентом и другими сотрудниками наводит на догадку, — что они или были в Риме временно и оттуда воротились теперь в Филиппы, или сами были римлянки, теперь только переселившиеся в этот город. Бывши в Риме, они содействовали Апостолу вместе с Климентом и другими лицами в распространении веры по Риму. Ибо Апостол, находясь в узах, у себя мог принимать приходящих, а сам выходить не мог Его заменяли в этом рассылаемые им помощники — Климент и другие. В числе их потрудились и эти жены. «Так ли, или иначе», — самая высокая похвала для сих жен та, что Апостол называет их соучастницами в перенесении опасностей ради Евангелия (см блаженный Феодорит). Если принять высказанное предположение, то под Климентом разуметь святого Климента Римского не будет представлять никакого затруднения. //Ихже имена в книгах животных.// Не записываю, говорит, здесь их имен они записаны в лучшей книге, откуда не изгладятся их славные имена в вечные веки,— имена не Климента только и других сотрудников, но и самых жен. Потому-то особенно и жалко, если они подвергнутся опасности потерять это превысокое преимущество. Потеря будет ничем не вознаградимая. Слушали это жены, — и что могло сильнее покорить их единомудрию о Господе, если б еще оставался у них какой след неединомудрия?! «Видишь ли, как он свидетельствует об их добродетели? Что Христос сказал Апостолам: //не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, но яко имена ваша написана суть на небесех// (ср.: [[new:lk:10:20|Лк. 10:20]]); то же свидетельство дает и святой Павел означенным лицам, словами: //их же имена в книгах животных//» (святой Златоуст).— То есть они все отселе еще сопричислены к несомненным наследникам Царства Небесного. Так высоко пред лицем Господа содействие распространению святой веры христианской. **//Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни** **Итак прошу тебя**, Хенизий **искренний сотрудник мой**, то есть такой же как я изгнанник и старец, **споспешествуй Еводии** и Синтихии, ибо они вместе **подвизались** и соделались причастницами моего подвига, **в Евангелии**, то есть в преследовании, возбужденном против меня в ихнем городе, когда я давал ответ за Евангелие ([[new:act:16:12|Деян. 16:12]] сл.). И не они только одни соделались соучастниками в борьбе моей, но также и **Климент с прочими сотрудниками, коих имена** я не написал здесь, поелику их много, но они вписаны **в книге жизни**. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ====== **Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни** Имена подвизавшихся в благовестии с апостолом, с Климентом и сподвижниками его, записаны, по словам учителя языков, в книге жизни: это, конечно, несомненно. Подвиг благовестия, вероятно, искупил все грехи этих сподвижников, которые, вероятно, были не безгрешны, как еще недавние язычники, ходившие в суете ума, творившие волю помышлений. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ====== **Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни** Под словом //сотрудник// (Греч. γνήσιε σύζυγε; церк.-слав. супружниче присный.) иные несмысленно разумели жену апостола, не обратив внимания на написанное в Послании к Коринфянам, а именно, что апостол причислял себя к безбрачным; ибо говорит: //Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я// [[new:1kor:07:08|(1 Кор. 7:8)]]. И явно, что был ли он безбрачен или вдов, но жены не имел, а вернее то, что был безбрачен; потому что призван, когда был еще юношей. Поэтому //сотрудником// называет апостол того, кто влачит с ним одно и то же иго благочестия, и просит его соделаться споспешником доблестных жен и устроить между ними согласие. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни** См. Толкование на [[new:fil:04:02#blzh_feofilakt_bolgarskij|Фил. 4:2]] ===== Марий Викторин ===== **Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни** Выше мы сказали, что Павел послал Епафродита к филиппийцам (см. [[new:fil:02:25|Фил. 2:25-30]]). Далее мы обнаруживаем, что он его жалеет, говоря: //в спешке я его послал//. Итак, тут как бы прибавлено, что в своем послании Павел обращается с поручением именно к нему и просит и умоляет его научить этих женщин, Еводию и Синтихию, //чтобы они мыслили одинаково в Господе...// А что именно Епафродиту он поручил помочь вышеупомянутым женщинам иметь общее разумение, нетрудно понять из того, что тут он сказал: //прошу также и тебя, брат и сотрудник//, а выше называл Епафродита своим //братом и соратником// [[new:fil:02:25|(Фил. 2:25)]]. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни** //Сотрудник// - правильнее: //Синзиг// (sugzuge - перевод русский: "//сотрудник//" допускает слишком большую неопределенность, потому что //сотрудников// у Апостола было немало...). - //Искренний// - точнее: //настоящий, подлинный// (gnhoie), т. е. характер которого вполне отвечает смыслу имени //Синзиг// - сотрудник. Вероятно, это был один из "епископов" [[new:fil:01:01|(Фил. 1:1).]] Он должен помочь означенным выше женщинам прийти к соглашению, потому что они помогали Апостолу в деле проповеди Евангелия. Апостол при этом упоминает о Клименте-филиппийце и других своих сотрудниках. Их имена уже значатся в книге спасенных (книге жизни ср. [[old:ish:32:32|Исх. 32:32]] и [[new:otkr:20:12|Откр. 20:12]]). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:04:01#lopuxin_ap|Фил. 4:1]] [<10>]