[<10>] ====== Толкования на Фил. 4:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом** **"Кротость ваша да будет известна всем человекам"**. Выше он сказал: //"Их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном".// А так как представлялось вероятным, что (филиппийцы) отнесутся недружелюбно к злым (людям), то (апостол) и увещевает, чтобы они, не имея ничего общего с таковыми, в то же время с великой кротостью обходились бы не только с братьями, но даже с врагами и неприятелями. **"Господь близко. Не заботьтесь ни о чем".** Отчего, скажите мне, вы унываете? Оттого, что восстают против вас? Оттого, что вы видите их веселую жизнь? **"Не заботьтесь ни о чем"**. Уже настал суд; скоро они дадут ответ в делах своих. Но вы в скорби, а они в веселии? Это скоро кончится. Но они коварствуют и угрожают? И это не надолго будет им попущено; уже близок суд, когда все будет напротив. **"Не заботьтесь ни о чем"**: уже настало (время) возмездия. Будете ли обходиться кротко с теми, которые готовят вам бедствия, постигает ли вас нищета, смерть, или другое какое-либо зло, – все прекратится. **"Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом"**. Итак, первое утешение – в том, что **"Господь близко"**, и в обетовании: //"Я с вами во все дни до скончания века"// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. Вот и другое утешение, которое и в скорби, и в несчастии, и во всех горестных случаях служит облегчительным лекарством. Какое же это? Молитва, и благодарение за все. Потому Он желает, чтобы в молитвах мы не только просили, но и благодарили за то, что имеем. Да и как станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее? Но **"всегда"**, – говорит, т. е. во всякой вещи, **"в молитве и прошении"**. Итак, должно благодарить за все, даже и за то, что кажется прискорбным: это – свойство истинно благодарного. Первого (благодарения за все) требует самое существо вещей; а последнее (благодарение за прискорбное) происходит от души благодарной и сильно преданной Богу. Таковые молитвы приятны Богу, а другим Он не внемлет. Потому молитесь о том, что угодно Ему. Он все устраивает к нашей пользе, хотя мы и не понимаем. Даже то самое, что мы не понимаем, весьма полезно. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Кротость ваша разумна да будет всем человеком. Господь близ** Кротость — добродетель, противоположная раздражительности и гневливости. Кто стяжал ее, тот изгнал целую половину страстей. Кротость с чистотою — ограда бесстрастия полного и совершенного. Почему и ублажил ее Господь (см.: [[new:mf:05:05|Мф. 5:5]]). Святой Лествичник определяет ее так: «кротость есть недвижимое устроение души, когда она в бесчестиях и похвалах пребывает одинаковою» (святой Иоанн Лествичник. Лествица, слово 8, 3). «Признак кротости состоит в том, чтобы к раздражающему, и в присутствии его, сохранить залог любви в тихом сердце» (там же, слово 8, 13) — и «чисто о нем молиться» (там же, слово 24, 3). «В кротких сердцах почивает Господь» (там же, слово 24, 7); «кроткая душа — престол простоты» (там же, слово 24, 9). Святой Златоуст наставление сие поставляет в связи с сказанным прежде об их страданиях Господа ради. Он полагает, что из опасения, как бы филиппийцы не стали неприязненно относиться к причиняющим им скорби, «Апостол увещевает их, чтоб они общего с такими ничего не имели и ненавистию их не преследовали, но с великою кротостию обходились бы, не только с братиями, но даже с врагами и неприятелями». То же пишет и Феодорит: «нападения сопротивников переносите мужественно, не воздавайте злом за зло». — Экумений же и Феофилакт поводом к сему уроку считают сильно выраженный Апостолом укор плотоугодникам, тоже из опасения, не стали бы неповинные сему греху во враждебное к ним отношение.— «Но можно и другим образом поставить в связь настоящий урок с тем укором. Тем укором отвратил Апостол филиппийцев от похоти, которая есть первый источник страстей; а сим уроком отвращает их от раздражительности и гневливости — второго источника страстей. Тем и другим ведет их к бесстрастию». Враг обычно борет нас то гневом, то похотию,— чем когда удобнее. Но кого не тревожат ни гнев, ни похоть, кто стяжал против первого кротость и против второй чистоту; к тому для врага доступа нет. //Разумна да будет кротость всем человекам// — не с тем, чтобы являть ее напоказ только людям, но в том смысле так говорится, чтобы все люди испытывали вашу кротость в отношении к себе. Это то же, что сказать: будьте кротки ко всем человекам, и своим и чужим, и большим и малым. //Господь близ//. Изречение сие можно относить и к предыдущему, и к последующему. Оно подает две мысли, — и что Господь присущ и близ есть всем призывающим Его,— и ту, что второе Господне пришествие близко,— Уверенность в том и другом одинаково способствует к прогнанию гнева и водворению кротости, если поставлять сие изречение в ближайшей связи с предыдущим уроком Одинаково же та и другая мысль способствует и к исполнению того, что заповедует Апостол вслед за сим, то есть чтоб ни о чем не пещись. Как мысль о вездеприсутствии Божием укрощает гнев, о сем Василий Великий пишет: «каким образом можно не приходить в гнев? Если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами зрителя Бога и близ тебя сущего Господа. Ибо какой подданный в глазах государя отважится на что-нибудь ему неугодное?» (святитель Василий Великий. Краткие правила, 29). В другом еще месте пишет он: «если взор человека, по природе с нами равночестного, по превосходству его сана удерживает от страсти (гнева); то не тем ли паче удержится тот, кто несомненно уверен, что Бога имеем зрителем собственных своих движений; потому что Бог, испытующий сердца и утробы, гораздо больше видит душевные движения, нежели человек — изменения в лице» (там же, 127). Как мысль о близости второго пришествия и суда укрощает гнев и мстительность, это оправдывает повсюдный опыт. Ибо что обыкновенно говорит обижаемый в утешение себя? Есть Бог Судия; Он воздаст. Если приложить к сему убеждение, что Судия Сей — вот явится: то лучшего средства к успокоению встревоженного сердца и быть не может. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 5-6 **Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом** А касательно скромности и благопристойности не смущайтесь, но она** всем людям да будет известна: ибо Господь**, Который дает нам силу, **близ есть. Ни о чем не заботьтесь** и не унывайте, как Сам Он сказал ([[new:mf:10:19|Мф. 10:19]], [[new:mf:06:25|6:25]] и др.), **но всегда в молитве и прошении с благодарением желания ваши да будут открываемы пред Богом**, то есть: будьте тверды. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Кротость ваша да будет известна всем человекам** Так как выше Павел осуждал некоторых как врагов креста, то теперь побуждает филиппийцев не относиться к ним враждебно, но поступать с ними милостиво, хотя бы они были и врагами. **Господь близко. Не заботьтесь ни о чем** А вы завидуете тому, что те живут в удовольствии и наносят вам оскорбление, вы же находитесь в печали. //Господь близко//, суд уже настал; не заботьтесь ни о чем: ни об оскорблении с их стороны, ни о вашей печали. Потому что они отдадут ответ Господу, а вы пребудете в покое. **Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом** Вот и еще утешение, именно, молитва всегдашняя, во всяком положении дел, и притом с благодарением. Потому что как станет просить кто-либо о будущем, не выразивши чувства благодарности за прежнее благодеяние? Итак, за все, даже и за то, что кажется несчастьем, должно благодарить; потому что благодарить за добро требует самая природа вещей, а за несчастье - долг благомыслящей души. Такого рода молитвы открывают желания наши пред Богом; тех же молитв, которые совершаются иначе, Он не принимает. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко** Здесь Павел хочет, чтобы на их примере и другие обрели для себя пользу. Когда кротость их станет очевидной, то есть станет их обычным образом жизни, их дела озарятся светом. Тогда не будет недостатка в тех, кто захочет подражать их благодеяниям. Тогда они не только возрастут в делании добра, но и других подвигнут на него. //**На Послание к Филиппийцам.**// ---- //Господь близко//, говорит Павел. Ни о чем не заботиться - значит быть готовым бодрствовать в молитве и прошении, благодарить Бога, оставить мирские заботы и надеяться, иметь перед глазами то, что Господь обещал, за что Его и благодарить должно. //**На Послание к Филиппийцам.**// ===== Марий Викторин ===== **Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко** Кротость есть терпение, соблюдающее всякую меру и не простирающееся за свои пределы. Когда, живя среди чужих, мы осознаем наше уничижение и живем с ним в соответствии, Бог нас возвысит. //Кротость ваша да будет известна всем человекам//. Почему апостол этому поучает? Для того ли, чтобы мы старались понравиться другим? Нет, но потому, что, когда придет Христос, Он возвысит наше уничижение и примет нашу кротость. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ---- //Не заботьтесь ни о чем//, то есть незаботьтесь о вашем (благополучии) и не тревожьтесь и не беспокойтесь о мире и о мирских делах. Ибо Бог позаботится обо всем, что необходимо вам ныне в этой жизни, а в жизни вечной Он позаботится и о лучшем. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко** Приглашая быть кроткими ко всем, след., и к врагам, Апостол указывает как на побуждение к этому на близкое пришествие Христово (ср. [[new:iak:05:09|Иак. 5:9]]). Не следует омрачать радость ожидания Господа какими-нибудь ссорами с людьми... **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:04:01#lopuxin_ap|Фил. 4:1]] [<10>]