[<10>] ====== Толкования на Фил. 4:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом** См. Толкование на [[new:fil:04:05#svt_ioann_zlatoust|Фил. 4:5]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются Богу** //Ни о чемже пецытеся//. Святой Златоуст, соединяя сие наставление с предыдущим: //Господь близ//,— при мысли о скорбях, претерпеваемых верующими в Филиппах, такое выводит из слов Апостола им утешение: «//Господь близ. Ни о чемже пецытеся//. Ибо скажите мне, отчего вы унываете? От того ли, что восстают против вас? //Ни о чемже пецытеся//. Уже настал суд: скоро они дадут ответ в делах своих. Пусть вы в скорби: это скоро кончится. Пусть те коварствуют и угрожают: но и сие недолго будет им попущено; уже близок суд, уже настало время воздаяния, когда все будет напротив. //Ни о чемже пецытеся//». Но можно видеть в сих словах урок,— не при скорбях только, но и во всех обстоятельствах жизни своей,—всю печаль свою возвергнуть на Господа, яко Той печется о нас. Апостол внушает — совершенную преданность в волю Божию и отсекает пагубную многозаботливость, которая обычно так томит душу и отнимает всякий покой у сердца. Он предлагает здесь то же, что и Господь, когда говорил: //не пецытеся душею и телом... не пецытеся на утрей// (ср.: [[new:mf:06:25|Мф. 6:25]], [[new:mf:06:34|34]]). Ибо есть Отец Небесный, как здесь у Апостола: //Господь близ//. Этим не бездействие поощряется, а отсекается злая забота, которая ничего не прибавляет к делам и успеху в них, а только душу томит и сердце точит. Спаситель эту именно страсть и обличал, когда говорил, что как возраста себе не прибавишь заботою, так и в делах — благопоспешения. Трудиться — трудись; а что будет из труда, то Господу предай определить и прими то, что подаст. Ибо хоть трудишься, но плод труда Господь подает. На Него и возверзи всю печаль.— И опять потому, что Он близ. Принявши эту мысль, будем иметь в словах Апостола полное руководство, как достигнуть мирного устроения сердца и обезопасить успех в духовной жизни. Уже отсек он, как видели, похоть укором плотоугодникам, гнев — заповедию о кротости,— теперь отсекает заботу злую, одушевляемую любоиманием. Кто отсек сии три вещи, тот отсек все узы и вступил в область духовной свободы. А в ком еще имеют они определяющую силу, тот, в какой бы малой степени они ни обладали им, еще не знает, что есть свобода в Господе (см.: святой Исаак Сирин. Слова подвижнические, слово 90). Предавшись во всем в волю Господа, Который близ есть, возымей бодренную и внимательную к Господу мысль. Господь близ. Войди сознанием в сию истину. Когда же войдешь, то, помышляя о величии сущего близ, можешь ли не благоговеинствовать? А, помышляя о том, что Он есть Отец щедрот, можешь ли не молиться? В молитву и вводит нас теперь Апостол. //Но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются Богу//. Господь близ; оставь свои заботы — и Ему сказывай, в чем имеешь нужду. Вот и условия успеха в молитве! Первое — молись //во всем//, то есть во всяком случае, при всякой потребности, нужде, и внешней и внутренней, и духовной, и житейской. Не думай,— в одном сам успеть, а другое у Господа испросить. Это двоедушие, — неустроенность духа отличающее. Всё от Господа, и большое и малое. Во всем к Нему и прибегай; все и принимай как от руки Его, хоть бы и сам трудился. В этом существо преданности Богу,— в этом же и первое условие успеха в молитве. Второе — молись //молитвою и молением//, то есть из глубины души, а не концом языка произноси молитвенное слово. О чем ни молишься, надо иметь чувство нужды в том и сознание, что только от Господа получить то можешь. Если все от Господа, то относительно всего и должно так себя настраивать. Молитва всегда и будет с чувством из глубины души. В основе здесь лежит вера и упование. Третье — молись //со благодарением//. Святитель Василий Великий советует всякую молитву начинать благодарением. Возблагодари за полученное; потом проси нового. Святой Златоуст говорит: «Апостол желает, чтобы в молитвах не только просили, но и благодарили за то, что имеем. Ибо, как станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее? Так должно благодарить за все, даже и за то, что кажется прискорбным. Ибо это свойство истинно благородного (человека). Первого (благодарения за все, что имеем) требует самое существо вещей; а последнее (благодарение и за прискорбное) происходит от души благоустроенной и совершенно преданной Богу». Четвертое — молись, //сказывая// сам свои //прошения//. Чувствуешь нужду, веруешь и уповаешь, что получить то можешь только от Господа, — скажи Ему это, как знаешь и как умеешь. Не требуются многие и красные слова. Говори как чувствуешь, говори своим словом. Говорение молитвы и доказывает веру твою в то, что Господь близ и внемлет. Да сказуются, γνωριζεσυω,— Да доводится до сведения Божия. Давай Богу знать о своих нуждах. Пятое — молись,— //пред Богом// сказывая прошения свои. Если сознаешь, что есть Бог, то, молясь пред Богом, не посмеешь произнести прошения о том, о чем знаешь, что оно Богу неугодно. Молись о предметах, Бога достойных. «Такие молитвы приятны Богу, а другим Он не внемлет. Посему молитесь о том, что Ему угодно» (святой Златоуст). Или //пред Богом// означает: нерассеянною мыслию, благоговейно, — сознавая, что ты пред Богом и Богу в уши передаешь свои прошения. **//Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== Ст. 6-7 **Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе** Жизнь христианина чрезвычайно сложна и опасна. Беды со всех сторон: от явных врагов и тайных. Как сохраниться от соблазнов, как уберечься от ошибок? С одной стороны, наше легкомыслие: мы сами кидаемся в объятия греха, или легко смотрим на предостережения, или сами не понимаем, как жесток по своим результатам грех. С другой стороны, наша человеческая ограниченность: мы с добрыми намерениями часто делаем непоправимые ошибки, так как не можем предусмотреть всех обстоятельств. Поэтому во всех случаях нам нужно главным образом молиться Богу и Ему открывать все свои думы и дела, просить благословения и помощи, ибо только Господь может оградить нас от ошибок, удержать на правильном пути. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом** См. Толкование на [[new:fil:04:05#prp_efrem_sirin|Фил. 4:5]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом** См. Толкование на [[new:fil:04:05#blzh_feofilakt_bolgarskij|Фил. 4:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом** Эту радость на близкое свидание со Христом не следует омрачать излишними заботами о земном (ср.[[new:mf:06:25| Мф. 6:25,]] [[new:mf:06:34|34]]). Нужно искать помощи прежде всего у Бога, к Нему обращаться с молитвою, в молитвенном настроении (προσευχή) и с разного рода прошениями, в сознании нужды, какая нами в данный момент чувствуется (δεήσεις). Но просьбы свои к Богу мы должны соединять с выражением благодарности за полученные уже нами от Бога благодеяния. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:04:01#lopuxin_ap|Фил. 4:1]] [<10>]