[<10>] ====== Толкования на Фил. 4:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе** Что это значит? **"Мир Божий"** т. е. мир, который устроил Бог с людьми, превосходит всякий ум. Кто в самом деле мог ожидать, кто мог надеятся на такие блага? Они выше не только всякого слова, но и всякого ума человеческого: за врагов своих, за тех, которые ненавидят Его, отвращаются от Него, – за них Он не пощадил предать Единородного Сына, чтобы примириться с нами. Этот-то мир, т. е. примирение и любовь Божья, **"соблюдет сердца ваши и помышления ваши"**. Дело учителя не только увещевать, но и молиться и молитвой помогать (ученикам), чтобы они не пали под тяжестью искушений, и не были обмануты; как бы так сказал он: кто избавил вас таким непостижимым для ума образом, Тот да сохранит и утвердит вас, чтобы вы ничего не потерпели. Итак, или это объясняет (апостол), или разумеет тот мир, о котором сказал Христос: //"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам"// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]], – он да сохранит вас. Этот именно мир превосходит всякий ум человеческий. Если же ты спросишь: каким образом? – то слушай. Когда Господь заповедует иметь мир с врагами, которые обижают, вооружаются против нас и ненавидят нас, – не выше ли это ума человеческого? Но обратим особенное внимание на первые слова: **"Мир, который превыше всякого ума"**. Если мир (превосходит всякий ум), то тем более сам Бог, податель мира, превосходит всякий ум, не только наш, но даже ум ангелов и горних сил. А что значит – **"Во Христе Иисусе"**? В Нем да сохранит, говорит, чтобы вы были непоколебимы и не отпали от веры в Него. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе** //Мир Божий// — или мир с Богом, который Бог устроил с человеками, не пощадив Единородного Сына Своего, дабы примириться с нами, или мир Божеский, Божественный, тот, которым мирствует Бог в Себе и который ниспосылает Он в души искренно верующих и верно живущих по вере, как сказал и Спаситель: //мир оставляю вам, мир Мой даю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]]. (То и другое святой Златоуст и другие наши.) Они — оба — одно и то же, или в одном сходятся. Мир в сердцах верующих созидается чрез посредство примирения с Богом в Господе Иисусе Христе. В лице Господа примирение совершено для всех и навсегда; но каждый усвояет его себе под особыми условиями. Когда исполнит он сии условия, мир Божий чрез Господа Иисуса Христа осеняет его и преисполняет все его внутреннее. Есть путь к сему миру, который надо пройти, чтобы вкусить его.— Как не всякий верующий проходит его или не прошел еще весь, то не всякий и вкушает сей мир. Потому Апостол и желает, чтобы все вкусили его, чтоб он всех осенил, — чтобы все сподобились сего неизъяснимого блага, исполнив все для сего потребное. //Да соблюдет//, — соблюдет, охранит, будет стражем. Это подает и ту мысль, что у Апостола здесь выражается не благожелание, а следствие предыдущего, как бы так: сделайте все прописанное, и мир Божий оградит вас и будет стражем вашим. — Если мир — следствие; то предыдущее все средство к нему. Что же? Когда вы, преодолев всякое самоугодие, вступите в крестный путь самоотвержения безжалостного, когда погасите в себе всякую раздражительность и облечетесь в кротость, когда, отбросив злую многозаботливость, предадите души свои и телеса, и всю участь свою временную и вечную предадите в руки Господу, близ вас и в вас сущему, и во всем, — и во всякое время, во всяком месте, во всяком случае, — будете к Богу возноситься в теплой, благоговейной и неразвлеченной молитве: тогда Божий мир осенит вас и будет блюсти сердца ваши и разумения ваши. Другими словами это так: изгони самоугодие, раздражительность и злую заботу,— и изгонишь все смущающее; предайся Господу и предстой Ему в молитве,— и будешь воспринимать все успокоивающее и умиротворяющее. — Следствие очевидно: и мир Божий будет охранять тебя. Пока страсти не преодолены, пока душа не успокоилась в Боге; мира Божия не жди. По временам разве он будет заходить,— чтобы сладостию своею мануть тебя всё — вперед и вперед на добром пути твоем. Мир Божий, пришедши, будет блюсти //сердца// и //разумения//. //Разумения//, — понятия, мысли, помышления. //Сердца// — чувства и расположения. В обычном нашем состоянии мысли толкутся, как порошинки инея, и сердце беспрерывно волнуется то под влиянием мыслей, то от требований самоугодия, раздражительности и заботы. Чем больше укрощаются сии враги наши, тем спокойнее становится сердце и тем меньше бурлят мысли. Когда совсем они прогнаны будут, тогда сердце совсем успокоивается и помыслы улегаются. — Но это не иначе бывает, как так, чтобы, от одного отставая, приставать к другому. Ни мысли без действия, ни сердце без чувств быть не могут. Отучая их от одного, в то же время надо приучать их к другому, противоположному. Сие приучение производит то отучение. — Чему именно приучать, — изъясняет Апостол в следующем стихе. Здесь скажем ко всему Божескому. Божеское, и в непрестанном действии находясь, — пребывает в мире. Мир сей — превосходит всякий ум, и, потому что неизъясним, нельзя его ввесть в обычные понятия и изобразить его другому так, чтобы он понял. Его только вкушать можно; и вкушающий понимает его, но сравнить его ни с чем не может, чтоб изъяснить. И потому еще он превосходит всякий ум, что находит помимо ума; ум не умеет достигнуть его; он дается, а как и почему, это непостижимо. Дается //о Христе Иисусе//. — Только истинные христиане иметь его могут. Путь к нему единственный — истинная христианская вера. Кто осуществляет ее в себе, с Господом Иисусом Христом во един дух бывает; а чрез Него едино с Божеством. Вкушение мира Божия есть то же, что вкушение богообщения. Когда Бог сообщается с духом человека, тогда и миром осеняется он. Бог есть Бог мира. — Общение же с Богом бывает только в Господе Иисусе Христе; путем, который содержит одна православная вера. **//Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе** См. Толкование на [[new:fil:04:06#sschmch_onufrij_gagaljuk|Фил. 4:6]] ===== Прп. Серафим Саровский ===== **И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе** См. Толкование на [[new:in:14:27#prp_serafim_sarovskij|Ин. 14:27]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе** Боже мира! Даруй Ты мне этот мир, превосходящий всякое разумение, чтобы он соблюдал в надлежащих пределах и разум и сердце мое. Но Ты, Господи, – мир наш. Что же нужно для соединения с Тобою, чтобы иметь в душе мир небесный? Стараться ни о чем больше не думать и не говорить, как о том, что истинно, честно, праведно, пречисто, прелюбезно, доброхвально, что составляет добродетель и похвалу христианина. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе** То есть мир, который Бог устроил с человеками, превосходит всякий ум, не человеческий только, но и ангельский, - как если бы апостол сказал: Он спас или избавил нас так, что ум наш не в состоянии сего постигнуть. Ибо кто ожидал, что такие блага будут нам дарованы и что мы примиримся с Богом? Он Сам вас будет беречь и предохранять, чтобы вы даже не мыслили чего-либо дурного. Или же апостол говорит о мире, о котором Господь сказал: //мир оставляю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]], он будет охранять вас. Ибо и таковой мир превосходит всякий ум, так как Господь повелевает, чтобы мы имели мир со врагами и с теми, кто обижает нас. Если же мир превосходит всякий ум, не тем ли более существо дела? Выражение// во Христе Иисусе// значит: Он соблюдает вас в Себе, чтобы вам не отпасть от Него, но паче пребывать в Нем. **//Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.//** ===== Марий Викторин ===== **и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе** Ведь когда мир Божий сойдет на нас, мы познаем Бога. Не будет ничего нестройного, противоречивого, оспариваемого через доказательства и содержащего вопросы, дабы удержать нас в бренном. Когда мы обретем мир Божий, все будет явлено таким образом, чтобы с нами был разум. Ибо в мире -покой и безмятежность. **//Комментарий на Послание к Филиппийцам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе** Может быть наша молитва и не всегда будет иметь успех (ср. [[new:2kor:12:08|2 Кор. 12:8]] и сл. ), но во всяком случае мы можем надеяться на то, что в молитве //мир// сойдет в нашу душу и успокоит нас от наших волнений и забот. Такой мир, происходящий от Бога (//Божий//) стоит несравненно выше успокоения, какое может нам дать человеческий разум //(превыше всякого ума)//. Этот мир непременно сбережет, сохранит и сердце и ум (//помышления//) в общении со Христом, не даст человеку отпасть от Христа. См. также Толкование на [[new:fil:04:01#lopuxin_ap|Фил. 4:1]] **//Толковая Библия.//** [<10>]