[<10>] ====== Толкования на Фил. 4:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть** "**Говорю это не потому, что нуждаюсь**", т. е. я сказал: //"уже вновь"//, и этим укорил (вас) не по желанию собственной пользы, и не жалуясь на скудость, будто я беден, – так как не этого искал. Откуда видно, Павел, что ты не тщеславишься? //"И мы пишем вам не иное",// – говорит он к Коринфянам, – //"как то, что вы читаете или разумеете"// [[new:2kor:01:13|(2 Кор. 1:13)]]. И к филипийцам не сказал бы так, чтобы не быть обличенным (во лжи). Не сказал бы этого, если бы тщеславился, потому что говорил знающим (его), и от них было бы стыднее слышать обличение (во лжи). "**Ибо я**", – говорит, – "**научился быть довольным тем, что у меня есть**". Значит это – дело научения, упражнения и старания; это не легко, напротив, весьма трудно и весьма утомительно. "**Довольным тем**", – говорит, – "**что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем**", то есть, я умею и малым пользоваться, и сносить голод и бедность. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 11-12 **Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке** **«Я научился быть довольным тем, что у меня есть»**, ибо он знал, что корень всех зол есть сребролюбие [[new:1tim:06:10|(I Тим. VI, 10)]], почему и был доволен своим и не искал чужого. Для меня – говорит – достаточно того, что я имeю; мало ли, много ли, – для меня вполнe достаточно (plurimum). Яснeе это можно бы было выразить так (expressius aliquid dicendum videtur). Для меня, – говорит, – достаточно того, что я имeю, т. е. я не терплю в чем либо нужды, (хотя и) не имeю избытка. Не имeю нужды, потому что не ищу чего либо большаго; не обладаю изобилием, потому что имeю не для одного только себя, но для многих. Это (сказано) о деньгах. Впрочем, это же можно сказать и обо всем, так как он доволен был настоящим, т. е. не искал большаго почета, или большаго послушания, он не желал широкой славы, не искал незаслуженной благодарности, но, претерпeвая труды, ожидал конца своего подвига, увeренный в (получении им) награды. **«Умeю**, – говорит, – **и смириться»**. Ибо похваляться может (laudi datur) не то смирение, которое чуждо знанию (indocta), а то, которое отличается (с одной стороны) скромностию, а (с другой правильной) самооцeнкой (sui scientiam). Есть ведь еще смирение, (рождающееся) из страха, неопытности или невeдeния. Потому то Писание и говорит: //«И смиренных духом спасет»// [[old:ps:033:19|(Пс. XXXIII, 19)]]. Итак, прекрасно сказал: **«Я умeю смиряться»**, т. е. (знаю), в каком мeстe, в какой мeрe, с какою цeлию, в каком служении, в какой должности. Не умeл смириться фарисей, и потому был отвергнут, умeл мытарь, и потому был оправдан. ([[new:lk:18:11|Лук. XVIII, 11]] и сл.). Но ап. Павел умeл и преизбыточествовать, так как имeл богатый дух, хотя, впрочем, не обладал сокровищами богатаго. Умeл преизбыточествовать тот, кто не требовал денежных приношений, но искал плодов в благорасположении. Можем понимать и так, что умeл преизбыточествовать тот, который мог сказать: //«Уста наши отверсты к вам, коринфяне, сердце наше расширено»// [[new:2kor:06:11|(II Кор. VI, 11)]]. Он все испытал: и насыщение, и голод. Блажен, кто умeл насытиться во Христe, так как то насыщение, которое содeлывает знание, не тeлесно, а духовно. И по справедливости необходимо знание, потому что //«не одним хлeбом живет человeк, но всяким словом Божиим»// [[old:vtor:08:03|(Втор. VIII, 3)]]. Кто умeл так насыщаться и так алкать, тот умeл всегда искать новое, алкать Бога и насыщаться в Господe. Умeл алкать (и апостол), который знал, что алчущие насытятся [[new:mf:05:06|(Mф. V, 6)]], умeл и мог изобиловать тот, кто, ничего не имeя, всем обладал [[new:2kor:06:10|(II Кор. VI, 10)]]. **//Об обязанностях священнослужителей. Книга II.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не яко по скудости глаголю: аз бо навыкох, в нихже есмь, доволен быти** Что **глаголю**? Изъявляю такую радость. Не потому так радуюсь, что недостатки меня сокрушали, а вы их устранили. К этому я уже привык, уже научился довольствоваться тем, что есть, что случится иметь. Не говорит, что скудости не было, – но изъявляет, что она не тяготила его, что он не чувствовал ее, не была она для него горе сокрушающее. **Навыкох**, – научился опытами жизни и разумным пониманием течения ее, в преданности Богу, устрояющему пути наши. **В них же есмь**, – в каких ни бываю обстоятельствах, скудно ли у меня все или всего вдоволь, все то принимаю как от руки Господа и всем тем доволен бываю. Все – слава Богу. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть** **Не по причине скудости** радуюсь и не по тому, что меня окружает изобилие, **говорю это, ибо я научился быть самодовольным тем, (что у меня есть)** в чем твердо стою ныне. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Августин ===== Ст. 11-12 **Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке** Всякие люди, конечно, могут претерпеть бедность, но //уметь жить в скудости// - великое дело. И в изобилии кто не может жить? Но //уметь жить в изобилии// свойственно лишь тому, кого изобилие не испортит. **//О супружеском благе.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть** Видишь ли, что нелегкое дело радоваться в довольстве; для этого нужно упражнение и старание. **Научился**, говорит. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть** См. Толкование на [[new:fil:04:10#lopuxin_ap|Фил. 4:10]] [<10>]