[<10>] ====== Толкования на Гал. 1:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий** Чтобы ты не подумал, что такая деятельность его была следствием гнева, он поясняет, что все это он делал по ревности, хотя и в неведении, и гнал не из тщеславия, и не по вражде, но – **"будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий"**. А слова эти значат следующее: "Если то, что я делал против Церкви, я делал не по побуждениям человеческим, а по ревности божественной, правда, ошибочной, но во всяком случае – ревности, то как же теперь, подвизаясь за Церковь и познав истину, я могу делать это по тщеславию? Ведь если во время заблуждения мною не обладала такая страсть, но побуждала меня к подобному образу действий ревность по Боге, то тем более, когда я познал истину, несправедливо было бы подозревать во мне подобное тщеславие. Действительно, лишь только я обратился к догматам Церкви и отказался от всех иудейских заблуждений, я проявил еще большую ревность здесь, нежели там, а это служит доказательством того, что я истинно переменился и объят божественной ревностью. Если же не это, то что ж другое, скажи мне, могло расположить меня к такой перемене и променять честь на поношение, покой – на опасности, безопасность – на страдание? Не было никакой другой причины, кроме одной только любви к истине". //**Гомилии на Послание к Галатам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и преспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий** См. Толкование на [[new:gal:01:13#svt_feofan_zatvornik|Гал. 1:13]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий** См. Толкование на [[new:gal:01:06#prp_efrem_sirin|Гал. 1:6]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий** Мудро говорит Павел в своем повествовании, что [прежде] он служил не столько закону Божию, сколько отеческим, т.е. фарисейским, преданиям, которые учат учениям и заповедям человеческим[[new:mf:15:01|(Мф. 15:1-20)]]; [[new:mk:07:01|(Мк. 7:1-23)]]. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И преуспевал в Иудействе более многих сверстников; в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий** Всех, говорит он, сверстников я превзошел горячностью, и в войне против Церкви шел впереди; иначе: был в чести у иудеев. Но не думай, что это было делом тщеславия или гнева, а из ревности. Итак, если я боролся против Церкви не по человеческим каким-нибудь расчетам, но из ревности по Боге, хоть и заблуждался, то как же теперь, когда познал истину, стал бы я проповедовать из любви к человеческой славе что-нибудь другое, а не то, что повелевает истина и чему научил меня Христос. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий** Павел, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитан в том же городе, и тщательно был наставлен в отеческом законе [[new:act:22:03|(Деян. 22:3)]] фарисеем Гамалиилом, законоучителем, которого уважал весь народ [[new:act:05:34|(Деян. 5:34)]]. Как наставленный знаменитым учителем, преданным секте фарисейской, Павел и в познании закона Моисеева, и в приверженности к Иудейской вере, естественно мог превосходить многих сверстников между своими единоплеменниками и сделаться **неумеренным ревнителем своих отеческих преданий**, т.е. ревнителем тех преданий, которые освящались Моисеевым законом, действительно ли на нем утверждались или такими почитаемы были по толкованию законоучителей – фарисеев. Неумеренную ревность свою к отеческим преданиям Павел показал в жестоком преследовании христиан, как сам он говорил о себе: //я даже до смерти гнал последователей сего учения (Христова), связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание// [[new:act:22:04|(Деян. 22:4,]] [[new:act:22:05|5;]] сл. [[new:act:26:10|26:10,]] [[new:act:26:11|11)]]. Апостол рассказал о своей прежней жизни, когда он следовал закону Моисееву, о своей чрезмерной привязанности к отеческим преданиям и о том, что он с жестокостью преследовал верующих в Иисуса Христа. Весь рассказ его клонится к тому, чтобы видели, как невозможно было обращение его к вере во Христа без особенного Божеского содействия. Св. Златоустый говорит: «Как бы ты доказал неверующим, что сам Бог открыл тебе оные неизреченные тайны без посредства Божеского? Это доказывают, говорит (Павел), прежний мой образ жизни, прежние мои мысли и внезапная перемена их. Ведь если бы не Бог открыл мне оные тайны; я не мог бы так внезапно и скоро перемениться. Для людей учащихся, когда они твердо и пламенно держатся противных своих мнений, много потребив времени и старания, чтобы переувериться в них. Посему, кто так внезапно переменился и, быв на самой высоте безумия, пришел в такое искреннее сознание; тот, явно, Божиим откровением и наставлением так внезапно возвратился к здравомыслью». //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий** См. Толкование на [[new:gal:01:13#lopuxin_ap|Гал. 1:13]] [<10>]