[<10>] ====== Толкования на Гал. 2:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ** и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным** См. Толкование на [[new:gal:02:07#svt_ioann_zlatoust|Гал. 2:7]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== ** и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным** Поскольку следует понять и то, как можно стать столпом [Церкви], чтобы нам также сделаться достойными такого наименования, послушаем и об этом мудрость Павла, который говорит, что столп есть утверждение истины [Апостол Павел говорит о Доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины [[new:1tim:03:15|(1 Тим. 3:15)]]. - Прим. ред.]. **//На Песнь песней.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и познаете благодать данную ми, Иаков и Кифа и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание** См. Толкование на [[new:gal:02:07#svt_feofan_zatvornik|Гал. 2:7]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-14 **и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности. Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?** **Когда же узнали** (благодать данную мне) **Петр и Иаков и Иоанн**, главные из апостолов, кои действительно **были столпами** церквей, то они ничего не уменьшили и ничего не прибавили к тому, что я открыл им касательно проповеди моей у язычников, но **руку** (правую) согласия **дали мне и Варнаве, чтобы мы** проповедывали **у язычников**, как и было повелено нам, **а они - у обрезанных**, как и им заповедано. **Только** повеление дали они нам о том, **чтобы мы** заботились **о бедных**, кои были у язычников, **что и делали мы** действительно. Но заботились мы также и о бедных, кои были в Иерусалиме. Делать это я **старался** потому, что враги креста нисколько не заботились восполнить недостаток у тех возлюбленных Христом язычников. Но дабы вы узнали, что если бы пришли сами Апостолы к язычникам, то стали бы возвещать ту же проповедь, какую возвещаю я, - сообщу вот что: **когда приходил Кифа в Антиохию**, сама глава Апостолов и основание (?) Церкви, я осмелился (тогда) обличать его, - не потому, чтобы сам он заслуживал обличения, - но **потому, что подвергался обвинению** от обрезанных, ходивших с ним. **Ибо прежде, чем пришли** к нему обрезанные **от Иакова** брата Господа нашего, он **с язычниками вместе** и от пищи языческой** ел; когда же пришли** они, стал делать различие, то есть не безразлично, а с различением, **опасаясь за обрезанных**, кои были между язычников, чтобы они, уверовав в Христа, не возвратились опять к сынам народа своего, как бы отчужденные от Христа. И не он (Петр) один это делал, но и Иудеи, ставшие учениками в Антиохии, кои прежде не лицемерили, как Симон, стали и они лицемерить вместе с Симоном. Так даже и Варнава, который был из язычников, вынужден был ради Симона различать роды пищи Евреев. **Но когда я увидел**, что они не прямо **идут к истине Евангелия**, - поелику были и язычниками и иудеями, последователями Христа и закона, - а Симон боялся что-либо говорить им, чтобы не соблазнить их, - тогда **я сказал Петру**, не наедине, но **пред всеми**, - ибо не сам он был в чем-либо нетверд, но ради нетвердых по необходимости вынужден был делать это. Итак, в лице его я сказал к обрезанным: **если ты**, Иудеем будучи, **по язычески жил** вчера, то **как** сегодня **принуждаешь**, - не словом, но делом, - **язычников иудействовать**? //**Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным** Выше мы три раза читаем у апостола: «И отдельно с теми, которые казались выдающимися» [Греч. Гал. 2:2: ίδίαν δέ τοἰς δοκοὐσιν; церк.-слав.: наедине же мнимым (Синод.перевод: и особо – знаменитейшим) - прим. ред.], «И от тех, которые казались чем-то» [Греч. Гал. 2:6а: άπό δέ τὠν δοκοὐντων εἰναἰ τι όποἰοί ποτε ὴσαν; церк.-слав.: от мнящихся же быти что, якови некогда беша (Синод. перевод: И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо) - прим. ред.] и «Ибо мне ничего не сообщили те, которые казались чем-то» [Греч. Гал. 2:6б: οί δοκοὐντες οὐδέν προσανέθεντο; церк.-слав.: мне же мнимии ничтоже привозложиша (Синод. перевод: И знаменитые не возложили на меня ничего более) - прим. ред.]. Потому я тщательно исследовал, что означает его выражение «казались» [Лат. videbantur- прим. ред.]. Но теперь апостол освободил меня от всякого затруднения, присоединив слова: «которые казались столпами»[Или: «которых считали столпами» - прим. ред.]. Итак, апостолы - столпы Церкви, и особенно Петр, Иаков и Иоанн, из которых двое удостоились взойти на гору с Господом [[new:mf:17:01|(Мф. 17:1-9;]] [[new:mk:09:02|Мк. 9:2-9;]] [[new:lk:09:28|Лк. 9:28-36)]], а один представляет Спасителя говорящим в Апокалипсисе: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего [[new:otkr:03:12|(Откр. 3:12)]], уча таким образом, что тот, кто победит врага, может сделаться столпом Церкви. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным** См. Толкование на [[new:gal:02:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|Гал. 2:7]] ===== Марий Викторин ===== **и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным** Те, кто поддерживали Церковь, как опоры поддерживают крышу... об этих Павел говорит: они подали мне руку общения, т.е. поручились дружбой, миром и верностью, и объявили, что имеют единое [с Павлом] благовествование. А в заключение этого: вы, галаты, грешите и не последовали ни моему благовествованию, ни благовествованию Петра, ни Иакова, ни Иоанна, которые суть столпы Церкви. Между тем вы добавляете то, что никем не подтверждено. Не только мне, говорит Павел, они подали руку общения, но даже Варнаве, который был моим союзником. Последнее он добавил, чтобы не показалось, будто так сильно верят именно ему. **//Комментарий на Послание Галатам.//** ===== Амвросиаст ===== **и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным** Подобно тому как Петру он дает союзников - мужей выдающихся среди апостолов, так себе он избирает Варнаву, с которым соединен Божьей волей. Однако благодать первенства [в служении язычникам], данную Богом, он считает только своею, так же как первенство среди апостолов дано было только Петру [[new:act:13:02|(Деян. 13:2)]]. **//На Послание к Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным** См. Толкование на [[new:gal:02:07#lopuxin_ap|Гал. 2:7]] [<10>]