[<10>] ====== Толкования на Гал. 2:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 18-21 **Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер** **"Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником"**. Посмотри на благоразумие Павла. Иудеи хотели показать, что не соблюдающий закона есть преступник; а он говорит совершенно противное и показывает, что исполняющий закон есть преступник, и не только веры, но и самого закона, так как под словами **"снова созидаю, что разрушил"** он разумеет закон. А слова его имеют такой смысл: "Закон потерял свою силу, и мы подтвердили это тем, что, оставивши его, прибегли к спасению верою. Поэтому, если мы усиливаемся восстановить закон, то этим самым становимся преступниками, так как упорно хотим соблюдать то, что отменено самим Богом". Далее показывает и то, каким образом отменен закон. **"Законом я умер для закона"** [[new:gal:02:19|(Гал. 2:19)]]. Эти слова имеют двоякий смысл: или он говорит о законе благодати, потому что и благодать он обыкновенно называет законом, например, когда говорит: //"закон Духа жизни... освободил меня"// [[new:rim:08:02|(Рим. 8:2)]], или же разумеет здесь великий закон, желая показать, что через этот же самый закон он умер закону, то есть: "Самый закон убедил меня больше не следовать ему. И если после этого буду следовать ему, то этим самым нарушу его". Как же и каким образом? Моисей, предсказывая о Христе, говорит: //"Пророка воздвигнет вам Господь Бог из братьев ваших, как меня, – Его слушайте"// [[old:vtor:18:15|(Втор. 18:15)]]. Таким образом, те, которые не повинуются Христу, преступают закон. Но мы можем и иначе понимать слова: **"Законом я умер для закона"**. Ведь закон повелевает исполнять все написанное в нем, а не исполняющего наказывает. Поэтому мы все умерли для закона, так как никто не исполнил его. И смотри, с какою осторожностью он и здесь восстает против закона: он не сказал: "закон умер для меня", но – **"я умер для закона"**. А эти слова имеют такой смысл: "Подобно тому как для бездушного и мертвого является невозможным повиноваться заповедям закона, точно так же и для меня, умершего от клятвы закона, – потому что я умер чрез то, что говорит он. Следовательно, он более не должен требовать повиновения от умершего, которого и сам он умертвил, и притом смертью не только телесною, но и духовною, чрез которую подверг и телесной". А что он говорит именно это, ясно показал из последующего. **"Чтобы жить для Бога**, – говорит он, – **я сораспялся Христу"**. Так как он сказал: **"я умер"**, то, чтобы кто не сказал ему: "как же ты жив?" – он и представил причину жизни, и показал, что хотя закон и умертвил его живого, но Христос, восприняв мертвого, оживотворил чрез смерть Свою; и этим показывает двойное чудо – во-первых, (Христос) оживотворил мертвого, и во-вторых, чрез смерть даровал жизнь. Под смертью он разумеет здесь жизнь, потому что это именно показывают слова его: **"чтобы жить для Бога, я сораспялся Христу"**. "Но каким образом, – скажет кто-нибудь, – он сораспялся, когда был жив и дышал? Что Христос был распят, это ясно; но как ты и распялся и живешь?" Смотри, как он изъясняет и это, говоря: **"и уже не я живу, но живет во мне Христос"** [[new:gal:02:20|(Гал. 2:20)]]. Сказав: **"я сораспялся Христу"**, он указал на крещение, словами же **"и уже не я живу"**, – на последующий затем образ жизни, которым умерщвляются наши уды. Что же значит: **"живет во мне Христос"**? "То, – говорит, – что я ничего не делаю, что не угодно Христу". Подобно тому как под смертью он разумеет не обыкновенную смерть, но смерть из-за грехов, точно также и под жизнью разумеет освобождение от них (грехов), потому что по Боге невозможно жить иначе, как умерши для греха. //"И вот, как Христос претерпел смерть телесную, так и я смерть по отношению к греху. Умертвите,// – говорит, – //земные члены ваши, каковы суть блуд, нечистота, прелюбодеяние"// [[new:kol:03:05|(Кол. 3:5)]], и еще: //"...ветхий наш человек распят"// [[new:rim:06:06|(Рим. 6:6)]], что совершилось в купели крещения. После этого, если ты будешь оставаться мертвым для греха, то будешь жить Богу, если же снова воскреснешь для греха, то ты потеряешь эту жизнь. Но Павел не таков, он оставался во всю жизнь мертвым (греху). "Итак, если я, – говорит он, – живу для Бога другою жизнью, чем какою жил в законе, и сделался мертв для закона, то ничего уже не могу исполнять из закона. Смотри, как правильна его жизнь, и особенно подивись этой блаженной душе! Он не сказал – "жив я", но – **"живет во мне Христос".** Кто дерзнет оспаривать истину этих слов? В самом деле, так как он проявил совершенное послушание Христу, отказался от всего временного и все делал по воле Его, то и не сказал – "я живу для Христа", но, что гораздо важнее: **"живет во мне Христос"**. Подобно тому, как грех, овладев человеком, сам живет в нем, направляя душу его по своему желанию, точно так же, если с умерщвлением греха человек делает благоугодное Христу, то такая жизнь является уже не жизнью человека, но живущего в нас, т. е. Действующего и управляющего (Христа). А так как он сказал – **"сораспялся"**, и – **"и уже не я живу**, но умер", и многим казалось, что он говорит невероятное, то и присовокупил: **"А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия"**. "То, что сказано мною, – говорит, – относится к духовной жизни: если же кто хочет узнать и настоящую плотскую мою жизнь, то и таковая стала возможной для меня только чрез веру во Христа. Что касается до прежнего образа жизни и закона, то я достоин был величайшего наказания, и давно уже надлежало бы мне погибнуть: потому что //все согрешили и лишены славы Божией// [[new:rim:03:23|(Рим. 3:23)]], и Христос искупил нас уже приговоренных к смерти, искупил тогда, когда мы находились уже в ожидании скорого исполнения этого приговора и когда все мы были уже мертвы, если не в действительности, то по смертному о нас приговору. И после того уже, как закон осудил нас и Бог приговорил к смерти, Христос, пришедши и предав самого Себя на смерть, освободил всех нас от смерти. Поэтому, что **ныне живу во плоти, то живу верою**. А если бы не было этого, то ничто не могло бы воспрепятствовать всеобщей погибели, как это случилось и во время потопа; только пришествие Христа, отвративши гнев Божий, дало нам возможность жить верою". А что действительно он говорит это, выслушай следующее далее – сказавши: **"а что ныне живу во плоти, то живу верою"**, он прибавил еще: **"в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня"**. Что ты делаешь, Павел, присваивая общее всем себе и относя исключительно к себе то, что сделано за весь мир? В самом деле, он не сказал – "возлюбившего нас", но – **"возлюбившего меня"**. Евангелист между тем говорит: //"так возлюбил Бог мир"// [[new:in:03:16|(Ин. 3:16)]], да и ты сам в другом месте говоришь: //"Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его, – не за тебя, но – за всех"// [[new:rim:08:32|(Рим. 8:32)]]; и еще: //"чтобы приобрести себе народ особенный"// [[new:tit:02:14|(Тит. 2:14)]]. Итак, что же значит сказанное им здесь? Представив себе всю безнадежность человеческого естества и неизреченное попечение Христа, а равно и то, от чего он освободил нас и что даровал нам, он, будучи объят пламенем любви к Нему, и говорит таким образом. Так и пророки часто называют общего всем Бога своим, говоря: //"Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я"// [[old:ps:062:02|(Пс. 62:2)]]. Кроме того, этим он хотел показать, что каждый из нас столь же справедливою благодарностью обязан Христу, какою (он был обязан), если бы Он пришел и для него одного. Ведь Он не отказался бы принять на Себя таковое ходатайство и за одного, потому что и каждого человека в отдельности он любит в такой же мере, как и весь мир. Притом, хотя жертва была принесена за всю природу и достаточна была для спасения всех, но воспользовались благодеянием ее одни уверовавшие. И то обстоятельство, что не все обратились (ко Христу), во всяком случае не могло удержать Его от такового ходатайства, но подобно тому, как и упоминаемый в Евангелии пир был приготовлен для всех и, когда на него не пожелали придти званные, Он все-таки не отменил его, но призвал других [[new:lk:14:16|(Лук. 14: 16)]], – так точно поступил Он и здесь. И овца, отставшая от девяноста девяти, была одна, а все-таки Он не презрел и ее [[new:mf:18:12|(Мф. 18:12)]]. То же самое дает понять и Павел, когда, рассуждая об иудеях, говорит: //"Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив"// [[new:rim:03:03|(Рим. 3:3, 4)]]. "Итак, после того как Он возлюбил тебя настолько, что предал самого Себя, и, когда ты не имел уже надежды ко спасению, привел тебя к столь великой и столь высокой жизни, ты, получивши такие блага, все-таки опять обращаешься к ветхозаветному?" Таким образом тщательно исследовав, что требовало исследования, он заключает речь свою возглашением, говоря: **"Не отвергаю благодати Божией"** [[new:gal:02:21|(Гал. 2:21)]]. Пусть услышат это те, которые и ныне живут еще по-иудейски и привержены к закону: сказанное относится и к ним. **"А если законом оправдание, то Христос напрасно умер"**. Что может быть тяжелее этого греха? Какие еще слова более этих способны пристыдить? Ведь если Христос умер, то очевидно потому, что закон не в состоянии оправдать нас; если же закон оправдывает, то смерть Христа бесполезна. Но не безрассудно ли будет называть бесполезным и напрасным это столь великое, столь страшное и превышающее ум человеческий дело, это неизреченное таинство, которого с нетерпением ожидали патриархи, которое предсказывали пророки, взирая на которое ужасались ангелы и которое по справедливости признается всеми самым главным делом Божия промышления о нас? Представив таким образом высшей степенью нелепости считать совершение этого столь великого и важного дела бесполезным (а это именно и доказывали поступки галатов), он далее поносит их, говоря так. **//Гомилии на Послание к Галатам.//** ---- Здесь он обращает речь к противному, и показывает, что не преступать закон, а не оставлять закона, вот что делает преступником, и под видом собственного лица опять намекает на Петра. В самом деле, не нарушил ли Петр разборчивости в яствах, принявшись жить по - язычески? Поэтому, возвратившись опять к иудеям и живя с ними, он окажется созидающим то, что разрушил. **//Беседа, сказанная в старой церкви на слова апостола: Когда же Петр пришел в Антиохию.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще бо яже разорих, сия паки созидаю, преступника себе представляю** Объясняет, каким образом оказались грешниками, когда, оставя закон, опять к нему обратились, - примером из житейского быта Здесь никто не станет разорять какого-либо здания наобум, а разве убедившись, что оно не нужно. Но если он же, разоривши здание, опять начнет его созидать в том же виде, то тем обличит себя, что худо сделал, разоривши его,- оказался преступником против житейской мудрости. Так и у нас, говорит как бы святой Павел. Бросивши закон, мы разорили его; обращаясь же к нему снова, опять созидаем его. Но если мы обращаемся к нему снова ради того, что без него нельзя быть, то этим пред всеми обличаем себя, что худо сделали, оставя закон, согрешили тем пред Богом. Если, наоборот, мы бросили закон по тому убеждению, что он обветшал и потерял силу, и ко Христу прилепились по тому убеждению, что Он есть единый истинный Спаситель, то, возвращаясь теперь вновь к брошенному закону, идем против своей совести и нарушаем сознательно верно познанную нами волю Божию искать спасения только в Господе Иисусе Христе. Следственно, мы явились грешники и пред Богом, и пред своею совестию. «Видишь ли благоразумие Павла, - говорит святой Златоуст.- Иудеи хотели показать, что не соблюдающий закона есть преступник; а он говорит противное, что исполняющий закон есть преступник, и преступник не только против веры, но и против самого закона. Ибо под словами: //яже разорих, сия паки созидаю//,- он разумеет закон. И слова его имеют такой смысл: закон получил конец; и мы сами подтвердили сие тем, что, оставив оный, прибегли искать спасения от веры. Усиливаясь после сего восстановить закон, мы сим самым делаемся преступниками оного, то есть когда упорно хотим соблюдать то, что отменено Самим Богом». Укор этот очень силен; почему святой Павел обращает его к самому себе, как бы он сам так поступил, вместе с тем, чтоб смягчить впечатление, которое не могло быть приятно. Или, говоря в первом лице, пускает речь в общность, как бы так: я ли, другой ли кто, вообще всякий, кто так ни поступает, худо делает,- чтоб отвлечь речь от слушающих - ради смягчения укора. //**Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником** См. Толкование на [[new:gal:02:15#prp_efrem_sirin|Гал. 2:15]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником** Новый закон благодати требует, чтобы мы умерли прежнему греховному закону, сущему во удех наших. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником** Заметь его мудрость: они говорили, что нарушающий закон есть преступник, а он, напротив, показывает, что соблюдающий его есть преступник, идущий не только против веры, но и против самого закона. Ибо сам закон привел меня к вере и убедил оставить его. Впереди он укажет на это, а теперь пока говорит, что закон престал, и это мы засвидетельствовали тем, что разрушили его, отступив от него. Итак, если бы стали мы усиливаться восстановить его, то оказались бы преступниками, восстановляя то, что разрушено Богом. //**Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником** См. Толкование на [[new:gal:02:17#lopuxin_ap|Гал. 2:17]] [<10>]