[<10>] ====== Толкования на Гал. 2:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** См. Толкование на [[new:gal:02:18#svt_ioann_zlatoust|Гал. 2:18]] ---- Вот – душа пламенеющая, вот – ум воскрыленный, вот – сердце, согретое любовию к Богу! **«Еже**, – говорит, – **ныне живу, верою живу»**. Не подумайте, то есть, чтобы я делал что-нибудь ради настоящей жизни: хотя я и облечен плотию и подлежу телесным нуждам, но живу верою во Христа; презирая все настоящее, все оставляя без внимания по надежде на Него, к Нему устремил я свою душу. Потом, чтобы ты узнал всю великость любви его, он говорит: **«верою живу Сына Божия, возлюбившего мене и предавшего себе по мне»**. Смотри, как безмерно велика его признательность! Что говоришь, блаженный Павел? Немного прежде ты сказал: //«иже Сына своего не пощаде, но за нас всех предал есть его»//; а теперь говоришь: **«возлюбившего мене»**, и присвояешь себе одному всеобщее благодеяние? Да, говорит. Хотя Им принесена жертва за весь род человеческий, но, по любви моей к Нему, я присвояю себе все, что Им сделано. Так обыкновенно поступали и пророки; и они говорили: //«Боже, Боже мой»// [[old:ps:021:02|(Пс.21:2]], [[old:ps:117:28|117:28]], [[old:ps:142:10|142:10)]]; хотя (Бог) есть Бог всей вселенной, но любви свойственно относить к себе то, что есть общее достояние. **«Сына**, – говорит, – **Божия возлюбившего мене»**. Что говоришь? Ужели тебя одного возлюбил Он? Нет, говорит; Он возлюбил весь род человеческий, но я так обязан Ему благодарностию, как будто бы один я был возлюблен Им. **«И предавшего себе по мне»**. Что же, разве за тебя одного Он распялся? Не сам ли Он говорит: //«егда вознесен буду (от земли), вся привлеку к себе»// [[new:in:12:32|(Ин.12:32)]]? Да и сам ты не сказал ли, что Он предал себя за всех нас [[new:1tim:02:06|(1Тим.2:6)]]? Точно так, говорит; говоря это, я не противоречу себе, но удовлетворяю любви моей. Но смотри, он и чему-то другому поучает нас словами своими. Выше он сказал, что Отец //«за нас всех предал есть его»// (Сына своего); а здесь говорит: (Сын) **«предал есть себе»**. Там (он сказал так), чтобы показать единомыслие и равночестие Отца и Сына, и сделать указание на домостроительство (спасения нашего), почему и в другом месте говорит: //«послушлив быв даже до смерти»// [[new:fil:02:08|(Фил.2:8)]], во всех таких местах проповедуя о домостроительстве (спасения). А здесь он употребил выражение: **«предал себя»**, дабы показать, что (Сын) воспринял страдание добровольно, а не по необходимости и не по принуждению; что претерпел Он крест по Своему хотению и по желанию устроить спасение всего рода человеческого. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 34.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** Это означает: Я не тот, кто питался от земли [[old:gen:03:17|(Быт. 3:17)]], я не тот, кто был травой, ибо всякая плоть - трава [[old:ish:40:06|(Исх. 40:6)]], но живет во мне Христос, т.е. живет тот Хлеб живой, что пришел с небес [[new:in:06:32|(Ин. 6:32-33)]], живет мудрость, живет милость, живет праведность, живет воскресение. **//О рае.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос: а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне** Я умер, говорит, но не с тем, чтоб мертву быть, а чтоб жить иною жизнию, совершеннейшею. Я сораспялся Христу; и Христос, живый и в распятии, жизнию Своею меня исполнил: стал жить во мне. Теперь уж не я живу, но живет во мне Христос. Это не нравственно только, в том смысле, что я Ему всецело предан и все Ему посвящаю,- и мысли, и чувства, и дела, и слова, и внешнее мое все, как и внутреннее,- ничего для себя не загадываю, все для Него,- так что меня будто нет, а есть только Он во мне и угождать Ему единственная моя забота: но и самым делом, существенно, Он во мне. Я сочетался Ему, а Он мне. Я привился к Нему, как дикая маслина, и Он исполнил меня Своею жизнию. Он во мне вседействует, все направляя во славу Божию и спасение мое и других. От Него возбуждение, от Него и сила. Это не так бывает, чтобы личность исчезала; но так, что душа сознательно и свободно предает себя вседействию Христову. И Он вседействует в душе, по желанию, исканию и любовному восприятию Его вседействия; так что в деле выходит, будто душа сама действует. Ибо //прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем// (ср.: [[new:1kor:06:17|1 Кор. 6:17]]). Верою вселяется Христос в сердца (см.: [[new:ef:03:17|Еф. 3:17]]), и исполняется то, что Он обетовал: «вы во Мне и Аз в вас» (см.: [[new:in:15:04|Ин. 15:4]]). Отсюда: что ни делает верующий, истинно ценное в очах Божиих, не без Него делает (см.: [[new:in:15:05|Ин. 15:5]]). Без Него таких дел никто и делать не может. Экумений пишет: «того ради живет во мне Христос, что во мне не бывает ничего Ему неблагоугодного. Или так: живет во мне, воздействуя, господствуя, всем бывая для меня».- Ту и другую сторону сего таинства жизни во Христе пространнее изображает святой Златоуст: «сказав: //живу не ктому аз// - указал на последующий за крещением образ жизни, которым умерщвляются уды. Что же значит: //живет во мне Христос//? То, говорит, что я ничего не делаю, что неугодно Христу. Ибо как под жизнию разумеет он не общую жизнь, но греховную, так и под смертию разумеет освобождение от грехов. Ибо иначе невозможно жить для Бога, как умерши греху. Итак, как Христос умер телом, так и я умер греху. //Умертвите убо//, говорит, //уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть// (ср.: [[new:kol:03:05|Кол. 3:5]]). Также: //ветхий наш человек с Ним распятся// [[new:rim:06:06|(Рим. 6:6)]], то есть в купели крещения.- Теперь, если ты пребудешь мертвым греху, то будешь жив и жить Богу; а если опять воскреснешь для греха, то потеряешь сию жизнь. Но Павел не таков: он чрез всю жизнь пребыл мертвым греху. Смотри, как строга и чиста его жизнь, и преимущественно пред другими удивляйся сей блаженной душе! Не сказал он: //живу я, но: живет во мне Христос//. Кто дерзнет оспаривать истину сказанного? Хотя он всего себя предал Христу, отказался от всего временного и все делал по Его воле, однако ж не сказал: посему я живу для Христа, но, что гораздо важнее, //живет во мне Христос//. Ибо как грех, когда возобладает человеком, он уже и живет в нем, и управляет душою его по своему произволу: так, когда по умерщвлении его человек делает благоугодное Христу, такая жизнь его уже не есть жизнь человека, но живущего в нем, то есть действующего и управляющего им Христа». //А еже ныне живу во плоти//. Это вывод из предыдущего. - Жить по плоти - значит жить плотски, чувственно, в похотях; а жить во плоти - значит жить в теле видимо для всех, в этой жизни. Апостол обращает внимание слушавших его на то, как он себя держал или вел себя видимо для всех, и говорит как бы: что если я видимо для всех держу себя так и так,- то есть свободно от всех обязательств закона, ни жертв не приношу, ни омовений не принимаю, не соблюдаю ни субботы, ни праздников и самое обрезание вменяю ни во что,- что живу я ныне так видимо, то это потому, что //верою живу Сына Божия//; ни на что другое, кроме Него, не опираюсь, на Него возложил все упование спасения, в уверенности непоколебимой, что Он и грехи мои простит, и жизнь мою исправит, и в Царство Свое вечное введет. Этою верою живу; она составляет весь строй моей внутренней жизни Жертвы законные и все предписания закона имели цену потому, что прообразовали Христа - Сына Божия. Теперь же, когда пришел Сын Божий и предал Себя за нас, все чины ветхозаветные потеряли свое значение. Нам надлежит бросить закон и прилепиться ко Христу верою: что я и делаю. Всё вменил в уметы, да Христа приобрящу,- и живу единою верою в Него. Сын Божий, возлюбивший нас, пришел на землю, и предал Себя за нас, и стал Ходатаем нашим, и Умилостивителем правды Божией, и Подателем благодати Божией, дающей нам новую жизнь. Это я принимаю и усвояю себе верою и другого ничего знать не хочу. Вот почему я живу так, как вы видите меня живущим, то есть в совершенном отрешении от закона! Тут, по замечанию святого Златоуста, заключается сильный укор тем, к кому была обращена речь Павлова. Он как бы говорит каждому из них: «Христос столько возлюбил тебя, что предал Себя Самого; и, когда ты не имел надежды ко спасению, привел тебя к столь великой и столь высокой жизни; а ты, получивши такие блага, опять обращаешься к ветхому». Святой Златоуст при этом еще особое обращает внимание на то, почему святой Павел совершенное Господом спасение всех усвояет себе одному. «Что ты делаешь, Павле? Почему общее всем присвояешь себе и относишь к одному себе то, что сделано за всех людей? Ибо ты не сказал: возлюбившего нас, но: //возлюбившаго мене//. А Евангелист говорит: //тако возлюби Бог мир// (ср.: [[new:in:03:16|Ин. 3:16]]); и ты сам в другом месте говоришь: //Иже убо Своего Сына не пощаде, но предал есть Его - не за тебя, но за нас всех// (ср.: [[new:rim:08:32|Рим. 8:32]]). Почему же он так говорит здесь? Он представил себе всю безнадежность человеческого естества и неизреченное попечение о нас Иисуса Христа, и от чего Он освободил нас, и что даровал нам, и, представив все сие, весь объят был пламенем любви к Нему; потому и говорит так. Ибо и Пророки общего всем Бога часто называют своим, говоря так: //Боже, Боже мой! К Тебе утренюю// (ср.: [[old:ps:062:02|Пс. 62:2]]). Кроме того, он показал сим, что каждый из нас столь же справедливою благодарностию обязан Христу, какою был бы обязан и тогда, когда бы Он пришел для него одного. Ибо Он не отказался бы принять на себя такое ходатайство и за одного; потому что и каждого человека отдельно любит столько же, сколько и весь мир. Притом же, хотя жертва принесена была за всех и достаточна была ко спасению всех; однако воспользовались благодеянием ее одни уверовавшие». //**Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Дмитрий Ростовский ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** Слышу слова святого Павла: **«живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня»** [[new:gal:02:20|(Гал. 2:20)]]. Слышите, что говорит святой апостол Павел? Говорит, будто Христос его одного возлюбил и будто за него одного умер: «возлюбившего меня и предавшего Себя за меня»? А мы-то где же? Разве нас не возлюбил Христос? Разве за нас не предал Себя? Павел святой! Почему ты отнимаешь у всех любовь Христову и страдания Его, присваивая их одному себе? Разве ради тебя одного обливался Христос кровавым потом в Гефсиманском саду? Разве только ради тебя был взят и связан? Разве только ради тебя был заплеван, ударен по ланитам, бит и увенчан венцом терновым? Разве ради тебя одного был распят на Кресте, напоен желчью и уксусом, пронзен копьем в ребра? Разве только для тебя источил из пречистых ребер Своих Кровь и воду? Зачем, о апостол, ты лишаешь нас искупления нашего, надежды нашей, присваивая себе одному то, чем все мы хвалимся? Не ты ли первый сказал: //«Бог Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас»// [[new:rim:08:32|(Рим. 8:32)]]? Святой Златоуст, размышляя и толкуя слова Павловы, которыми он присваивает любовь и страдание Христово себе одному, говорит, что апостол Павел сказал так или по безмерной любви ко Христу, или же для того, чтобы показать и научить, что каждый из нас должен воздавать такое благодарение пострадавшему Господу, как если бы Он страдал за него одного… Каждый от себя с благодарением пусть говорит: //«возлюбил меня и предал Себя за меня»// [[new:ef:05:02|(Еф. 5:2)]]. Почему же так? Потому, как говорит тот же святой Златоуст, что Христос Господь наш любит каждого человека в отдельности в такой же мере, в какой любит и всю вселенную, готов пострадать за каждого, и, если бы это было нужно, пострадал бы столько же, сколько пострадал за весь мир. Следовательно, и человек должен так любить Христа, как если бы Он пострадал за него одного и возлюбил только его. Это мы можем уразуметь и из следующего уподобления: как душа присутствует одинаково вся в отдельном нашем члене и во всех вместе, так и любовь Божия столько же любит и хочет спасти каждого человека в отдельности, сколько любит и хочет спасти всех вместе, //«хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»// [[new:1tim:02:04|(1 Тим. 2:4)]]. //**Творения.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** См. Толкование на [[new:gal:02:15#prp_efrem_sirin|Гал. 2:15]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** Очисти свой разум, свое сердце – и тогда пойми, человек, как возвышенна речь апостола. Вот как нужно умирать греху, или – плоти, миру и диаволу, – так, чтобы жили на этом свете как бы не мы, а Христос; чтобы весь греховный, прежний человек наш погиб и жил новый, благодатный, образец человека – Христос, что если мы живем во плоти, то жили бы только одною верою Сына Божия. Но верою ли мы живем? Нет, мы не живем: наши страсти не есть жизнь. Наши заботы, хлопоты о мнозе не есть жизнь. Мы живем на земле и для земли. Но вера святая, но связь наша с небом? Ее нет. Мы сеем в плоть, и потому не мудрено, если пожнем нетление. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** Итак, дух человека, прилепляясь к Духу Божию, противится плоти [[new:gal:05:17|(Гал. 5:17)]], т.е. противится себе, но и ради себя. Такие порывы, естественные для человека, будь то плоть или душа, в силу воспринятой немощи, сдерживаются ради обретения спасения, чтобы человек, живущий несогласно с природой, мог бы сказать: **И уже не я живу, но живет во мне Христос.** Ведь где я - не я, там более счастливый я, потому что если возникнет некий дурной порыв в моей прежней природе, которому я, служащий умом закону Божию [[new:rim:07:25|(Рим. 7:25)]], противлюсь, то я смогу сказать: уже не я делаю это [[new:rim:07:17|(Рим. 7:17)]]. **//О воздержании.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** Итак: и Отец предал Сына, и Сын предал Сам Себя [[new:lk:23:46|(Лк. 23:46)]], и Иуда со священниками предали Его начальникам [[new:mf:26:21|(Мф. 26:21,]] [[new:mf:26:48|48,]] [[new:mf:26:59|59;]] [[new:mk:14:42|Мк. 14:42-44)]], и, наконец, сам Пилат предал Его [[new:mf:27:26|(Мф.27:26;]] [[new:mk:15:15|Мк. 15:15)]] преданного в его руки [[new:mf:27:02|(Мф. 27:2)]]. Но: Отец предал Его, чтобы спасти погибший мир; Иисус Сам Себя предал, чтобы исполнить волю Отца и Свою; а Иуда, священники и старейшины народа и Пилат по неведению предали Жизнь смерти. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос** Словами //я сораспялся Христу// указал на крещение, а словами// уже не я живу// - на жизнь после сего, чрез которую умирает наше тело.// Но живет во мне Христос//, то есть в нас ничего нет, что не угодно Христу, но Он все совершает в нас, управляя и господствуя. И наша воля умерла, а живет Его и управляет нашей жизнью. Итак, если я живу для Бога жизнью, отличной от жизни в законе, и умер для закона, то я не могу ничего соблюдать из закона. **А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия** То, что я сказал, сказал о духовной жизни, но и чувственную жизнь ты найдешь во мне, сущую от Христа. Ибо и закон нарушаемый всех подверг греху и наказанию, и ничто не препятствовало, как во времена потопа, всем погибнуть как преступникам; но явившийся Христос избавил нас от осуждения, оправдав Своею смертью. Так что и это самое - жизнь чувственную и плотскую - мы имеем чрез веру во Христа, - веру, оправдывающую нас и избавляющую от осуждения. **Возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** Хотя Он за всех предал себя и всех возлюбил, но Павел, размыслив, от чего освободил нас Христос и что даровал, и возгоревшись любовью, общее приписывает себе, как и пророки говорят: "Боже, Боже мой". А вместе с тем и показывает, что каждому должно оказывать Христу такую благодарность, как если бы Он умер ради него одного. Но воспользовались этими благодеяниями только те, которые уверовали в Него. Так что держащийся закона показывает, что Христос не умер для него. Как же ты не страшишься сего, но опять возвращаешься к закону, являя бесполезной для тебя смерть Господа. И заметь выражение //предавшего Себя// - ради ариан. //**Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** Тот сораспинается Христу, кто, идя вслед за Ним, не может быть уловлен никаким вожделением мира, - чтобы, живя для Бога, казаться умершим для мира. Нет сомнения, что в человеке, избавленном от смерти верою, живет Христос. Когда Христос прощает грехи человека, достойного смерти, Он Сам живет в нем - такою Его защитою человек вырывается у смерти. **//На Послание к Галатам//** ===== Лопухин А.П. ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** См. Толкование на [[new:gal:02:19|Гал. 2:19]] ===== Прот. Николай (Афанасьев) ===== **и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** См. Толкование на [[new:1sol:02:14#prot_nikolaj_afanasev|1 Сол. 2:14]] [<10>]