[<10>] ====== Толкования на Гал. 3:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере** "Так как вы, – говорит, – не слушаете продолжительных наставлений и не хотите видеть всего величия домостроительства Божия, то я хочу убедить вас немногими словами и кратчайшим доказательством, видя крайнее ваше невежество". Выше он вразумлял их беседою, обращенною к Петру, здесь же обращает речь свою к ним непосредственно, заимствуя все, служащее к убеждению их, не из того, что случилось в другом месте, но из того, что произошло с ними, и убеждает и уверяет их не из тех только дарований, которые были сообщены собственно им. Поэтому и говорит: **"Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?"** "Вы получили Духа Святого, – говорит он, – творили многие чудеса, совершали знамения, воскрешая мертвых, очищая прокаженных, пророчествуя и говоря разными языками. Закон ли вам дал такую силу? Но прежде вы не делали ничего подобного. Следовательно, вера?" Итак, не есть ли дело крайнего безумия – оставить веру, даровавшую вам столь великие блага, и снова обратиться к закону, который не дал вам ничего подобного? **//Гомилии на Послание к Галатам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сие едино хощу уведети от вас, от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры** Апостол прямо приступает к делу и одним вопросом решает спор. Он выставляет такое положение бесспорное: ради чего дан Святый Дух, того исключительно и держаться должно. Если ради дел закона Он дан, то дел закона и держаться должно, а если ради веры, то веры. В основе же сего положения лежит другое,- что главное для нас благо - приятие Духа Святаго. На какой стороне Дух Святый, там и нам надлежит стоять. Решения вопросу никакого не предлагается; ибо оно само собою очевидно. Это вопрос саморешенный. Все знали, видели и чувствовали, что прияли Святаго Духа; и все также знали, что прияли Его помимо закона чрез посредство одной веры; и все также были убеждены, что главное в деле спасения - благодать Святаго Духа. Вопрос все это приводил на память и вызывал решение, которого и желал Апостол. //Сие едино хощу уведети//. «Не завожу речь издалека и не излагаю пространных доводов: может быть, вы не захотите все это проследить. Не представляю вам всего величия экономии нашего спасения: может быть, вы не захотите углубиться в созерцание сего. Совмещу все в кратком и простом вопросе» (блаженный Феофилакт). «Есть много вопросов, которыми я мог бы вас побудить предпочесть Евангелие закону; но как вы немощны слухом, то я говорю с вами простою речью и спрашиваю о том, что для всех очевидно» (блаженный Иероним). //От дел ли закона Духа приясте?// Под делами закона разумеются здесь церковные ветхозаветные чины богослужения и богопочтения. «Должно обратить внимание на то, что Апостол не просто сказал: //от дел//,- но с прибавлением: //от дел закона//. Ибо знаем, что Корнилий - сотник приял Духа не без дел (разумеет - молитвы и милостыни, взошедшие пред Бога), но не от дел закона, которого не знал» (блаженный Иероним). «Надобно знать,- пишет блаженный Августин,- что дел закона есть два рода: священнодействия и таинства и нравственные деяния. К священнодействиям относятся: обрезание, суббота, новомесячия, жертвы и все подобного рода бесчисленные церковные чины. К нравственным деяниям: не убий, не прелюбы сотвори, не лжесвидетельствуй (см.: [[old:ish:20:13|Исх. 20:13-16]]). Здесь Апостол говорит о священнодействиях». Под Духом разумеется не одно внутреннее возрождение и освящение, но особенно видимые дары Святаго Духа. Ибо Апостол хотел указать на нечто очевидное и осязательное. Возрождение и освящение нравственное хотя не могли не быть сознаваемы и чувствуемы, но они не так очевидны и осязательны. Святой Златоуст говорит: «выше он вразумлял их беседою, обращенною к Петру; а теперь к ним обращает речь свою и все служащее к их убеждению заимствует из того, что с ними случилось; и не из тех только дарований, кои у них были общие с другими, но и из тех, которые им именно сообщены, убеждает и уверяет их. Вы, говорит, получили Святаго Духа, творили многие чудеса, совершали знамения, воскрешая мертвых, очищая прокаженных, пророчествуя и говоря разными языками. Закон ли дал вам такую силу?» - «В то время сподобившиеся духовной благодати и разными языками говорили, и пророчествовали, и творили чудеса. Посему Апостол сказал здесь следующее закон ли дал вам действенность Духа Божественного, или одна вера в Господа?» (блаженный Феодорит). //Или от слуха веры?// Слух веры - и услышание Евангельской проповеди, и послушание ей, покорение разума вере, принятие Евангелия - Ничего, говорит, законного вы не исполняли; между тем, как только услышали слово о вере и покорились ему, приняли его сердцем и прилепились к Господу,- тотчас и благодать получили в крещении и рук - возложений. Не одно услышание Евангелия привлекло к ним такую милость Божию, но то, что, услышавши, покорились ему,- что, уверовавши, что спасение во Христе, прилепились к Нему и крестились. Пришел, говорит, я к вам, предложил вам слово, вы уверовали, крестились, - и се благодать Духа. Никаких дел закона вы не делали, ни обрезания, ни жертв, ни омовений, ни суббот не знали. Одна вера даровала вам сие. Посудите же сами, «не крайнего ли безумия дело - оставить веру, толикие блага вам даровавшую, и обратиться к закону, который ничего подобного не дал вам?» (святой Златоуст). **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере** См. Толкование на [[new:gal:03:01#prp_efrem_sirin|Гал. 3:1]] ===== Блж. Августин ===== **Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере** Здесь Павел начинает показывать, каким образом благодать веры достаточна для оправдания без дел закона... Этот вопрос надо рассматривать аккуратно, чтобы никто не был обманут двусмысленностью; а для этого прежде следует знать, что дела закона двойственны: отчасти они объясняются таинствами, отчасти - нравами. К таинствам относятся обрезание плоти, еженедельная суббота, новомесячье, жертвы и все бесчисленные обряды такого рода [[new:kol:02:16|(Кол. 2:16-17)]]. К нравам относятся: не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и т.п. [[old:ish:20:start|(Исх. 20;]] [[old:vtor:05:start|Втор. 5)]]. Разве может не волновать апостола, является ли христианин убийцей или прелюбодеем, целомудрен ли он и невинен, - подобно тому, как его не волнует, обрезан ли он по плоти или нет? Теперь Павел обстоятельно рассматривает дела, связанные с таинствами, хотя указывает, что к ним иногда примешиваются и другие. В конце послания он отдельно рассматривает дела, связанные с нравами, причем кратко, тогда как здесь говорит пространно... Ничто не устрашает душу так, как непонятное таинство. Будучи понятным, оно несет духовную радость и весело празднуется, если это уместно; а когда этому не место, проводятся чтения и разъяснения с душевным трепетом. Любое таинство, когда оно понятно, относится либо к созерцанию истины, либо к добрым нравам. Созерцание истины основано на одной лишь любви к Богу, благонравие - на любви к Богу и любви к ближнему [[new:mf:22:37|(Мф. 22:37-40)]]; а на этих двух заповедях стоит весь закон и пророки [[new:mf:22:40|(Мф. 22:40-45)]]; [[new:mk:12:28|(Мк. 12:28-33)]]. **//Изложение Послания к Галатам//**. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере** Так как вы не слушаете продолжительных наставлений и не хотите видеть величия домостроительства, то скажу вам кратко. Ответьте мне на сие немногое: откуда вы получили Святого Духа и проявили такую силу и знамения? От дел ли закона, или от веры? Ясно, что от веры, так как не в то время, когда вы держались закона, имели Духа и совершали чудеса. Как же после этого, оставив веру, вы снова прилепляетесь к закону? **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Амвросиаст ===== **Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере** Здесь Павел говорит то, что в те времена не могло отрицаться: Дух Божий обитает в верующих. Дар Божий так засвидетельствован людям для утверждения оснований веры, как и в самом начале это происходило с апостолами и другими учениками; и не только с теми, которых апостол Павел поспешил окрестить во имя Троицы (ведь подложным крещением под именем крещения Иоанна они не омыты были, а осквернены [[new:act:19:02|(Деян. 19:2-7)]]). Когда он возложил на них руки, сошел на них Святой Дух, дав им способность говорить разными языками и изъяснять их [[new:act:02:08|(Деян. 2:8-10)]]; [[new:1kor:12:10|(1 Кор. 12:10)]], дабы никто уже не дерзнул отрицать, что Дух Святой пребывает в них. **//На Послание к Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере** Желая показать Галатам нелепость их образа действий, Ап. спрашивает их //только о том// (toϋto monon - самый важный пункт доказательства), откуда они получили //Духа//, каким и сейчас обладают, т. е. Духа Святаго со всем разнообразием духовных дарований ([[new:rim:08:02|Рим. 8:2-16]]; [[new:1kor:12:13|1 Кор. 12:13]] и [[new:1kor:01:07|1 Кор. 1:7]]) - от того ли, что исполняли дела закона, или от того, что //с верою услышали//, т. е. приняли проповедь Павла (akohV pistewV = //верующего слушания//). Этими дарами Галаты, конечно, чрезвычайно дорожили, и потому Ап. прежде всего ссылается на них, чтобы доказать пользу Евангелия, благодаря которому они получены. Конечно, Галаты должны были дать на вопрос Павла ответ только утвердительный. Да, они получили духовные дарования не через закон, а через Евангелие. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:03:01#lopuxin_ap|Гал. 3:1]] [<10>]