[<10>] ====== Толкования на Гал. 4:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас** См. Толкование на [[new:gal:04:17#svt_ioann_zlatoust|Гал. 4:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Добро же, еже ревновати всегда в добром, и не точию, внегда приходити ми к вам** Будто возражение слышал Апостол от лица галатов: а по Христе разве мы не ревнители были? Не ты ли свидетель тому? Да, да! - отвечает Апостол. Вы пламенно ревновали, но я не о том говорю, что было, а о том, что есть. Поревновали и перестали А в таком образе действования изменчивом нет ничего похвального. То хорошо, та ревность добра и почтенна, которою всегда ревнуют о добром, и ревнуют потому, что оно добро само в себе. Вы при мне поревновали, а потом ослабели. Следовательно, ваша ревность истекала из человеческих уважений, а не из любви к добру. Почему, когда перестали возбуждать вас сии уважения, вы тотчас и уклонились от него, как только явились к вам соблазнители. Так ли вы не тверды? Так ли вы не добролюбивы - //чадца моя!// Мысль святого Апостола стоит на ревновании о добре, поколику оно добро, и ревновании постоянном. В этом неточное начало в жизни христианской. В ком она есть, тот, к Господу при лепясь и Его Единого всегда в сердце своем нося, одно имеет в виду - всегда быть верным Ему в слове, деле и помышлении. Чрез это Христос, верою созерцаемый, воображается в верующих не мысленно только, но и действительно, в проявлениях духовной их жизни. Сим путем и к сему шли галаты, пока следовали указаниям святого Павла. Но пришли лжеучители и сбили их с пути. Возмутился в уме их образ достодолжного, потому что лжеучители тень навели на самое главное - лик Христа Спасителя. Отклонив от Него взор веры, они расстроили в себе образ Его, а затем прекратилось и самое действительное воображение Его в них чрез жизнь. Видя такой существенный в духе галатов ущерб, Апостол, болезнуя о том, простирает к ним родительски сострадательную речь: **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас** Неудивительно, что по уходе апостола... галаты изменились, так как и ныне мы видим то же самое в церквах. Действительно, если появляется в церкви некий учитель, знаменитый красноречием и жизнью и возбуждающий слушателей к добродетели... то мы видим, что весь народ с пламенною ревностью стремится творить милостыню, поститься, жить непорочно, заботиться о бедных, погребать [неимущих] и т.п. А когда он уходит, пища скудеет, и народ мало-помалу увядает, бледнеет, худеет и делается печальным, так что наступает конец всему тому, что прежде процветало. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас** Не видишь ли, он намекает на то, что они соревновали всем в совершенстве, когда находился Павел у них? А также дает разуметь и то, что его отсутствие породило это зло. Прекрасно было бы, говорит он поэтому, когда бы не только в присутствии учителя, но и в его отсутствие, ученики мыслили должное. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас** Теперь Апостол говорит о самих Галатах и их отношении к Павлу. "Представляет собою нечто прекрасное - так можно передать первую половину стиха - быть предметом ревностной любви" (zhloϋsqai имеет значение страдательного залога. В Библии не встречается случая, что бы этот глагол был равносилен глаголу zhloun). Ап. не отказывается от проявлений расположения со стороны Галатов, но высказывает только ту мысль, что приятно быть любимым //всегда//, а не только тогда, когда находишься на глазах у того, кто любит. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:04:12#lopuxin_ap|Гал. 4:12]] [<10>]