[<10>] ====== Толкования на Гал. 4:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию** Что значит – **"по плоти"**? Так как он сказал, что вера соединяет нас с Авраамом, а слушателям казалось непонятным, как он называет сынами Авраама тех, которые не происходили от него, то он и показывает, что это необычайное дело совершено Богом. Исаак, родившийся не по естественному порядку, не по закону супружества, а равно, и не от силы плотской, был, однако, сыном и сыном настоящим, рожденным от телес увядших и утробы заматоревшей. Не плоть совершила зачатие, и не семя произвело плод, так как утроба матери была (вдвойне) мертва – и по возрасту, и по неплодству, но образовало его слово, изреченное Богом. Напротив, раб родился не так, но по законам естества и обыкновенного супружества. И все-таки рожденный не по плоти был предпочтен родившемуся по плоти. "Итак, не беспокойтесь и вы, что не родились по плоти (от Авраама), так как, в силу того обстоятельства, что вы не по плоти родились от него, вы являетесь особенно родственными ему". Рождение по плоти не увеличивает, но уменьшает достоинство, так как рождение не по плоти является более чудесным и духовным, что ясно открывается из примера тех, которые родились свыше. Измаил родился по плоти, но был рабом, и не только рабом, но даже был изгнан из родительского дома; а Исаак, рожденный по обетованию, как истинный сын и свободный, остался господином всего. Исаак, родившийся не по естественному порядку и не по закону супружества, а равно и не от силы плотской, был, однако, сыном, и сыном настоящим, рожденным от телес увядших и утробы заматоревшей. Не плоть совершила зачатие, и не семя произвело плод, так как утроба матери была мертва - и по возрасту, и по бесплодию, - но образовало его слово, изреченное Богом. Напротив, раб [Измаил] родился не так, но по законам естества и обыкновенного супружества. И все-таки рожденный не от плоти был предпочтен родившемуся от плоти. Итак, не беспокойтесь и вы, что не родились от плоти [Авраама], так как (в силу того обстоятельства, что вы не по плоти родились от него) вы являетесь особенно родственными ему. Рождение по плоти не увеличивает, но уменьшает достоинство, поскольку рождение не по плоти является более чудесным и духовным, что ясно открывается из примера тех, которые родились свыше [[new:in:03:01|(Ин. 3:1-11)]]. **//Гомилии на Послание к Галатам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Но иже от рабы, по плоти родися: а иже от свободныя, по обетованию** См. Толкование на [[new:gal:04:22#svt_feofan_zatvornik|Гал. 4:22]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию** См. Толкование на [[new:gal:04:21#prp_efrem_sirin|Гал. 4:21]] ===== Блж. Августин ===== **Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию** Тот факт, что Исаак рожден от свободной женщины, недостаточен, чтобы он означал народ - наследник Нового Завета. Более важно, что он рожден по обетованию. Ведь он мог родиться и от рабыни по плоти, и от свободной по плоти - как от Хеттуры, на которой Авраам затем женился и родил сыновей от нее, но не по обетованию, а по плоти [[old:gen:25:01|(Быт. 25:1-2)]]. **//Изложение Послания к Галатам.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию** Написано: //И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год// [[old:gen:17:18|(Быт. 17:18-21)]]. Из этих слов очевидно, что, по слову Самого Бога, Измаил рожден по обетованию; но и это разрешается так, что обетование дается собственно во исполнение завета; и одно – благословить, умножать, сильно увеличить, как написано про Измаила, а другое – сделать наследником по завещанию. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию** Так как его слова, что они сыны Авраама, казались невероятными, - дети ли в самом деле Авраама те, которые не родились от него по плоти, то Павел говорит, что и Исаак, собственный сын Авраама, не по плоти родился от него - да и как это могло быть, когда естество омертвело? - но слово Божие и обетование образовало его. А Измаил родился по естественному порядку. Именно это и означает выражение //по плоти//. Но при всем том рожденный по плоти есть раб и чужд наследия, а рожденный не по плоти - господин и наследник. Что же препятствует и вам, хотя вы и не родились по плоти от Авраама, быть его сынами? И вы ведь чрез произнесение слов при купели получили новый образ бытия. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию** Казалось, что оба сына Авраама должны бы занять одинаковое положение в доме отца. Но не так было на самом деле. С одной стороны общественное положение их матерей было не равное, с другой - Авраам иначе стал отцом Исаака, чем отцом Измаила. При рождении Измаила все произошло по обычным порядкам человеческой жизни. Между тем Исаак был рожден только в силу данного Аврааму от Бога обетования, когда уже не было возможности ждать плода от Сарры и когда самому Аврааму исполнилось сто лет. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:04:21#lopuxin_ap|Гал. 4:21]] [<10>]