[<10>] ====== Толкования на Гал. 5:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине** Это – слова не вопрошающего, а недоумевающего и скорбящего, подобно тому, как и выше он сказал: //"кто прельстил вас?"// [[new:gal:03:01|(Гал. 3:1)]]. //**Гомилии на Послание к Галатам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Течасте добре: кто вам возбрани не покарятися истине** Должное течение жизни во Христе Иисусе указано пред сим. Этим путем, говорит, и вы шли, и не шли только, но текли, шли быстро, чем означается ревность и усердие к предызображенному порядку жизни, и вместе успехи в ней прочные и явные. «Поклонялись вы Отцу в духе и истине и, от полноты Христовой приявши, знали, что закон дан только был народу чрез Моисея, а не исполнен. Благодать же и истина не дана только, но и совершена Иисус-Христом. Итак, когда вы так хорошо текли, служа истине паче, нежели образам истины, каким развратным учителем воспящены будучи, начали следовать за тению закона и оставили истину Евангелия?» (блаженный Иероним). //Кто вам возбрани?// Изумляется будто, как в начале дивился, что скоро прелагаются (см.: [[new:gal:01:06|Гал. 1:6-]][[new:gal:01:07|7]]). //Возбрани//, ενεκοψε,- пресек путь ваш, или подсек вас текущих. //Не покарятися истине//, τη αληθεια μη πειθεσθαι, - не верить более истине, не держать прежних в ней убеждений, не стоять в ней с твердым непоколебимым постоянством? «Это слова не вопрошающего, а недоумевающего и скорбящего. Как оставлено такое шествие? Кто имел столько силы? Вы, которые были выше всех и на степени учителей, не остались даже и на степени учеников. Как это случилось? Кто был так силен? Это голос более недоумевающего и скорбящего, который и выше он выражал подобными словами: //кто вы прельстил есть//? (ср.: [[new:gal:03:01|Гал. 3:1]])» (святой Златоуст). Слово: //кто вам возбрани// - не эту одну мысль об изумлении Апостола может подавать. Амвросиаст видит в нем убеждение, чтоб раскаялись и не верили более никому из тех, кои будут склонять их на дела закона, в противность Евангельской истине. В самом деле, Апостол знал, кто возбрани; знали, конечно, и галаты. Зачем же вопрос? Чтоб внушить мысль о ничтожности этих возбранителей. Что за важные лица? Стоило слушать их и из-за них менять воспринятые и в дело вошедшие убеждения? А если не стоило, то, понявши дело по моему разъяснению, надо отвратиться от них и восстановить прежние убеждения: что, конечно, для вас не составит труда. Думается, что прямее в этом вопросе та же мысль, как в обычном у нас: а кто тут виноват? Кто виноват, что вы остановились,- переменили или помутили прежние убеждения и пошли наперекор истине? Никто не виноват. Сами вы убедились в истине, сами изменили тем убеждениям. Самим же вам предлежит теперь и возвратиться к ним. Ибо убеждение никто навязать не может насильно. Убеждающие предлагают, разъясняют, склоняют, но самое убеждение и склонение не от них. Оно дело свободы. Прежнее ваше убеждение разве от Призвавшего было (см.: [[new:gal:05:08|Гал. 5:8]])? Нет, Он призвал; вы убедились и согласились последовать истине. А потом разубедились и пошли инуды. Если таким образом в этом деле всё от вас, то что может задерживать вас во лжи? Бросьте ее и возвратитесь к истине. Восстановите прежние убеждения, и опять начинайте тещи тем же путем, уже испытанным. Течасте добре: что мешает вам опять вступить в то же доброе течение? **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 7-12 **Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас** **Хорошо шли вы** в том, что указал я, - **кто вас остановил** и прельстил **отпасть от истины**, которую я предал вам? Ибо то, во что уверовали вы (прежде, происходит) **от Того, Кто вас призвал**, а** убеждение это**, противоположное прежнему - от того, кто вас прельстил и остановил теперь, - или: убеждение ваше от Бога есть, от Коего и призвание всех язычников. Подобно закваске (дрожжам) всякое учение: в кого оно влагается, ум того, как тесто, заквашивает собою. **Но я надеюсь на (о) вас в Господе, что ничего другаго** кроме того, что я предал вам, **не помыслите. А смущающий** истину, которую я посеял в вас, он один **понесет осуждение**, которое придет на того, кто соблазняет ближнего (ср.: [[new:mf:18:06|Мф. 18:6]] сл.). **Я же, если бы обрезание проповедывал** (продолжал проповедывать), конечно, не подвергался бы гонению от самих Иудеев. **Следовательно упразднен соблазн Креста**, то есть уничижение Креста, которое мы проповедуем, - чрез обрезание, которое они проповедуют. **О если бы и** совсем **удалены были** за нашу ревность те, **кои возмущают вас**! **//Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине** Это не вопрос, а сетование. Он говорит: вы достигли совершенства, но что случилось? Кто это возымел такую силу, что воспрепятствовал вам покоряться не евангельской истине, но отмененному закону? **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас** Увещания Апостола понятны. Нужно только несколько исправить русский перевод второй половины 7-го стиха, который не соответствует греческому тексту. Именно после слов //"остановил вас"// нужно поставить знак вопроса, и таким образом получится отрывочное предложение: //"кто остановил вас// (на вашем добром пути)?" Затем следующее предложение - тоже отрывочное: //"истине// (т. е. Евангелию) //не покоряться?"// Ап. выражает удивление, как это возможно не покоряться тому, что Галаты признали за истину. //Цан//, на основании древних западных кодексов, считает возможным прибавить к этому выражению слова: "никого не слушайтесь, т. е. никого не слушайте относительно того, чтобы не покоряться истине". - //Такое убеждение//..., т. е. проявляемое вами послушание речам иудействующих происходит вовсе не от Бога, Который вас призывает. //Призывание Богом// верующих, которое Галаты услышали уже во время первой проповеди Евангелия [[new:gal:01:06|(Гал. 1:6;]] [[new:gal:05:13|5:13)]], по представлению Апостола, продолжается и в настоящее время (ср.: [[new:1sol:05:24|1 Сол. 5:24]]; [[new:rim:09:11|Рим. 9:11]]) и будет продолжаться через проповедников Евангелия (kalountoV - наст. время). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:05:01#lopuxin_ap|Гал. 5:1]] [<10>]