[<10>] ====== Толкования на Гал. 5:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы** Тело принадлежит к числу вещей не движущих, а движимых, не действующих, а которыми действуют; так как же, в таком случае, оно **желает**? Желание, без сомнения, принадлежит душе, а не телу... Как же Павел говорит: **плоть желает противного духу**? Плотью он обыкновенно называет не природу телесную, а злую волю; например, когда говорит: //вы не по плоти живете, а по духу// [[new:rim:08:09|(Рим. 8:9)]]; и еще: //живущие по плоти Богу угодить не могут// [[new:rim:08:08|(Рим. 8:8)]]. Итак, что же? Следует убивать плоть? Но сам сказавший это разве не был облечен плотью? Такие внушения - дело не плоти, а диавола, так как //он был человекоубийца от начала// [[new:in:08:44|(Ин. 8:44)]]. О чем же, в таком случае, говорит апостол? Плотью он называет здесь помысел земной, легкомысленный и нерадивый, а в помысле виновато не тело, но беспечная душа. Ведь тело есть только орудие; от орудия же никто не отвращается и не ненавидит его; а отвращаются от того, кто употребляет это орудие во зло. Мы ненавидим и наказываем не меч, а человекоубийцу. Но, скажет кто-нибудь, называть грехи души именем **плоти** именно и значит обвинять тело. Я же признаю, что хотя плоть и ниже души, но и она прекрасна. В самом деле, то, что ниже хорошего, и само хорошо, тогда как худое не ниже хорошего, но совершенно противоположно ему... С другой стороны, именем **плоти** Писание называет обыкновенно и таинства, и всю Церковь, называя ее телом Христовым [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]]... Если же апостол говорит: **плоть желает противного духу**, то говорит о двух противоположных видах помыслов - о добродетели и пороке, так как именно они противятся друг другу, а не душа и тело. Если бы эти последние находились во взаимной вражде, то они истребили бы друг друга, как вода истребляет огонь, как тьма - свет. Если же душа заботится о теле и проявляет по отношению к нему великое попечение, и весьма многое претерпевает, чтобы только не расстаться с ним, и сопротивляется, когда ее хотят с ним разлучить; если, в свою очередь, и тело служит ей, и доставляет ей много познаний, и само приспособлено к ее деятельности, - то как они могут быть противными и враждебными друг другу? **//Гомилии на Послание к Галатам.//** См. также Толкование на [[new:gal:05:16#svt_ioann_zlatoust|Гал. 5:16]] ===== Свт. Тихон Задонский ===== **плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите** Эти два закона, закон плоти и закон ума, или плоть и дух, всегда между собою брань имеют. Что один хочет, от того другой отвращается. Что один повелевает, другой запрещает. Что один созидает, другой то разоряет. Что плоть избирает, от того дух отворачивается, и что хочет дух, того не хочет плоть. Плоть хочет гордиться, величаться, дух же хочет смиренномудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же все это считает сором. Плоть хочет в богатстве быть, дух же в нищете. Плоть хочет успокаиваться, а дух – бодрствовать, трудиться. Плоть хочет праздновать, пьянствовать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, о грехах сетовать. Плоть хочет врагу своему мстить, а дух – любить врагов, делать добро ненавидящим, благословлять проклинающих. Плоть хочет самой себе угождать, а дух – ближнему во благо. Плоть хочет чужое похищать, а дух и свое раздавать. Плоть хочет во всем воле своей следовать, а дух воле Божией. Итак, между плотью и духом – непрестанная брань. А от этих желаний противоположных двоякое восстает мудрование, или действие, плотское и духовное. Плотское мудрование – это когда мудрствуется или делается то, что плоть хочет. А духовное мудрование – когда мудрствуется то, что дух хочет. А кто что мудрствует, таковым и человеком называется. Кто по-плотски мудрствует, плотским человеком называется и таковой и есть, кто по-духовному – духовным. Или, проще сказать, кто плоть слушает и ей повинуется, тот плотской человек, а кто духу следует, и плоть покоряет духу, тот духовный. **//Слово на Воздвижение честнаго Креста.//** ---- Всякий христианин имеет два рождения: ветхое, то есть плотское, и духовное, новое; и они, одно другому, во всем противоположны. Плотское рождение есть плоть, духовное же есть дух. //«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»// [[new:in:03:06|(Ин. 3:6)]]. А поскольку оба эти рождения друг другу противоположны, то отсюда восстает вражда и борьба между плотью и духом в христианине: **«плоть желает противного духу, а дух – противного плоти»**. Плоть хочет умертвить дух, дух же хочет умертвить плоть. Плоть хочет покорить дух, дух же хочет покорить плоть. Плоть хочет обладать духом, дух же – плотью. Плоть хочет гордиться, величаться, возноситься; дух же не хочет, но хочет смиренномудрствовать. Плоть хочет гневаться, злиться, ссориться, мстить делом или словом; дух же этого не хочет, но хочет все с кротостью прощать. Плоть хочет блудодействовать и прелюбодействовать, но дух от этого отвращается и хочет целомудрия. Плоть хочет чужое похищать, красть, грабить всяческим образом, но дух от этого отвращается, и хочет от своего подавать. Плоть хочет лукавить, льстить, лгать, хитрить, обманывать и лицемерить, но дух все это ненавидит и хочет пребывать в истине и поступать просто. Плоть хочет человека ненавидеть, а дух хочет его любить. Плоть хочет в праздности жить, лениться, но дух от этого отвращается и хочет в благословенных трудах упражняться. Плоть хочет гулять, пьянствовать, банкеты и пиршества устраивать, но дух от этого отвращается и хочет или умеренно жить, или поститься. Плоть хочет славы, чести, богатства в мире этом искать, но дух все это презирает и только к одним вечным благам стремится, и прочее. Так, «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти». Христианину, как обновленному, не по плоти, но по духу должно жить и плоть духу покорять по апостольскому увещанию: //«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти»// [[new:gal:05:16|(Гал. 5:16)]]. А это значит //«распять плоть со страстями и похотями»// [[new:gal:05:24|(Гал. 5:24)]], //«попечения о плоти не превращать в похоти»// [[new:rim:13:14|(Рим. 13:14)]], //«удаляться от плотских похотей, восстающих на душу»// [[new:1pet:02:11|(1Пет. 2:11)]], //«ходить в обновленной жизни»// [[new:rim:06:04|(Рим. 6:4)]], не позволять греху над собою царствовать [[new:rim:06:12|(Рим. 6:12)]], //«жить для Христа, умершего за нас и воскресшего»// [[new:2kor:05:15|(2Кор. 5:15)]]. **//Краткие нравоучительные слова. Слово 6.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите** Что это - естественную психологию пишет Апостол или изображает состояние подблагодатное? Подблагодатное; ибо в естественном - падшем - состоянии дух хотя не уничтожается, но никакой власти не имеет над самолюбием со страстьми. Иногда страх Божий, иногда совесть, иногда воспоминание о загробной жизни говорят что-нибудь против них, но этот голос хоть слышится, потому что нельзя его не слышать, но оставляется в невнимании, пренебрегается, попирается, иногда с враждебным против него ожесточением Потому тут нет собственно брани. Брань начинается, когда дух наш оживает и силу получает от Духа Божия. После сего дух стоит на одной стороне, а самость со страстьми и похотьми на другой. Последняя силится возвратить отнятую добычу, а первый силится удержать ее за собою. Вот и брань. Самолюбие со страстьми возбуждает греховные помыслы, влечения, сочувствия; а дух, со страхом Божиим и ревностию в богоугождении, отражает их силою благодати Святаго Духа. //Плоть похотствует на духа// - можно переложить или так: плоть, то есть самость со страстьми, порождает противные духу пожелания, или так: плоть враждебно восстает против духа; равно и: //дух похотствует на плоть// - значит: или: дух порождает противные самоугодию пожелания, или: дух враждебно к ним относится. В отношении к последней мысли замечательно правило святых подвижников: когда подходит искушение от самости и страстей, спеши возбудить против него неприязнь и гнев, и оно отбежит во мгновение ока. //Сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите//. Апостол говорит как бы: вот что происходит внутри вас, если вы стоите как должно в духе! Брань совершается. Когда самоугодие задумает что противное Богу, дух не допускает тебя исполнить его внушение и желание; когда же дух требует чего наперекор самости, сия последняя вяжет тебе руки и ноги, чтоб ты не делал того, что требует дух. Ни одна сторона не хочет допустить тебя сделать что-нибудь наперекор ей, в угодность стороне противоположной. В этом цель брани, цель каждой из воюющих сторон. Но что же далее? И стой посреде, ни туда, ни сюда! Что делать стоящему посреде, влекомому то туда, то сюда, Апостол не сказывает; потому что это само собою очевидно; да к тому же это указано уже выше: //духом ходите, и похоти плотским не совершайте//. Здесь же, указавши на происходящую борьбу внутри, он не говорит, куда склоняться; но очевидно желает, чтоб не плоти, а духа слушали. Он внушает как бы: а вы сами смотрите, куда следует вам склониться. Если вы должны духом ходить и похоти плотской не совершать, то очевидно, что всегда должны идти наперекор самости в угодность требованиям и влечениям духа, не останавливаясь ни пред какими жертвами самоотвержения. Наши толковники, все,- слова: //да не яже хощете, сия творите// - прямо так и разумеют, как внушение, чтоб верующие не исполняли пожеланий похоти и строго противились им. Святой Златоуст говорит: «Апостол указал здесь на борьбу злых и добрых помыслов. Но хотеть и не хотеть - есть дело души. Потому он и говорит: //сия же друг другу противятся//, - чтобы ты не дозволял душе ходить в злых ее пожеланиях. Он сказал сие как наставник и учитель, возбуждая страх». Блаженный Феодорит пишет: «плотию называет Апостол наклонность воли к худшему; духом же - обитающую благодать; потому что она руководствует душу к лучшему. Как же возможно препобедить плотские страсти? //Да не яже хощете, сия творите//. Не следуйте неуместным помыслам, то есть преодолевайте их, имея содействующую благодать Духа». **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы** См. Толкование на [[new:gal:05:16#prp_efrem_sirin|Гал. 5:16]] ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы** Вожделения плоти и духа находятся в одном и том же человеке, и каждый день внутри нас идет война, когда вожделения плоти, стремительно неся нас к порокам, наслаждаются радостями, дающими сиюминутный покой. В противоположность этому, устремления духа направлены исключительно на духовное, так что хотят исключить даже необходимые потребности плоти. Желая неразрывно связать себя с духовным, человек отказывается заботиться о собственной телесной хрупкости. **//Собеседования.//** ===== Блж. Августин ===== **ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы** Итак, из этих двух [души и тела] и то и другое - благо: дух есть благо, и плоть - благо. И человек, состоящий из обоих благ, одно из которых повелевает, а другое подчиняется, также есть благо, но благо изменчивое. Это может происходить только по причине неизменного блага, от которого произошло всякое благо - и большое, и малое. Благо, пусть сколь угодно малое, все равно происходит от большого; а сколь угодно большое благо ни в коем случае не сравнимо с величием Создателя. В данном случае в этой благой и с помощью блага хорошо созданной и устроенной человеческой природе - происходит война, поскольку еще не время спасению. **//О воздержании.//** ---- Понятно, что это относится к плоти, ибо закон плоти противится закону ума [[new:rim:07:25|(Рим. 7:25)]]: плоть желает противного духу, хотя ум себе и не подчиняет, потому что и дух противится плоти. И хотя этот закон греха удерживает часть плоти, как пленника, и противостоит закону ума, он все же не царствует в нашем, пусть и смертном, теле, если тело не подчиняется своим вожделениям. **//О браке и вожделении.//** ---- Из этого явствует, что он обращается к христианам, которым Бог дал Духа, а значит - к крещеным. Что же, и крещеным свойственна природа греха, и нет в них той способности [безгрешия], которая, как говорит [ Пелагий ] будто бы неотъемлемо вложена в их природу. **//О природе и благодати.//** ---- Здесь, как думают люди, апостол отрицает, что мы обладаем свободой воли. Но они не понимают, что апостол им говорит: если не захотят удержать полученную благодать веры, через которую только и возможно ходить в духе и не следовать вожделениям плоти, то не смогут сделать то, что хотят. А они хотят делать дела добрые по закону, однако их связывают вожделения плоти, следуя которым они теряют благодать веры. Потому и римлянам Павел говорит: //Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут// [[new:rim:08:07|(Рим. 8:7)]]. //Любовь есть исполнение закона// [[new:rim:13:10|(Рим. 13:10)]] (ср.: [[new:rim:13:08|Рим. 13:8]]; [[new:gal:05:14|Гал. 5:14]]), но благоразумие плоти, ищущее временной выгоды, противостоит любви духовной. Тогда как же плоть может быть подчинена закону Божию (т.е. свободно и покорно исполнять праведность и не противодействовать ей), когда она, если даже и пытается, должна быть преодолена? Ведь она обнаруживает, что большее временное удобство ей дает неправедность, а если последует праведности, получит меньшее. Итак, первая жизнь человека - до закона, когда никакое злодеяние ничем не ограничивается и желаниям ничто не противостоит, потому что нет того, кто бы ограничивал. Вторая ступень - под законом до благодати, когда человек ограничивается и пытается воздерживаться от греха, но он связан, потому что он еще не любит праведность ради Бога и ради нее самой, но желает ее себе ради снискания земных благ. И вот, видя с одной стороны праведность, а с другой - благо земное, он вынужден взвешивать желания и отказывается от праведности: он стремился к ней, чтобы иметь то, что теперь, как он видит, потеряет, если последует за праведностью. Третья жизнь - под благодатью, когда ничто временное не возвышается над праведностью, и такое не может происходить вне духовной любви, которой Господь научил Своим примером, даровав милостью. Ведь в теперешней жизни, пусть и остаются желания плоти в силу бренности тела, они все-таки не подчиняют разум к согласию на грех. **//Изложение Послания к Галатам.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы** Плоть обнаруживает похоть вопреки духу, т.е. события прежней жизни и плотское разумение Писания восстают против таинственного смысла и духовного учения. А дух - против плоти, т.е. более возвышенное сопротивляется низверженному, вечное - кратковременному, а истина - тайне. И плотской смысл Писания, который не может быть исполнен (ибо мы не в силах выполнить все то, что написано), показывает нам, что мы не способны исполнить закон, так как, даже если бы и хотели следовать букве, нам это не дано по невозможности [исполнения его]. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы** На основании этих слов манихеи и все подобного рода еретики говорят, что человек состоит из двух противоположных сущностей и что апостол подтверждает это настоящими словами. Но нет: он рассуждает не о сущности, но плотью называет земные помыслы, беспечные и беззаботные, а не тело, и духом называет духовные помыслы, а не душу. Земные помыслы, говорит он, противятся духовным, а духовные - земным. Итак, он признает борьбу злых и добрых помыслов, но не тела и души. Ибо желать и не желать есть дело рассуждающей души. Прибавляет же: //не то делаете, что хотели бы//, потому что и тело содействует душе, а не противится, и душа держится тела и все терпит, чтобы не оставить его, и оторванная от него, скорбит. Какие же они после этого противники, когда имеют такую связь друг с другом? **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы** См. Толкование на [[new:gal:05:16#lopuxin_ap|Гал. 5:16]] [<10>]