[<10>] ====== Толкования на Гал. 6:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя** Обрати снова и здесь внимание на гордость. Кто считает себя чем-нибудь, тот ничто, и первым доказательством ничтожности своей представляет именно такое легкомыслие. //**Беседы на Послание Галатам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще бо кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе** В этом и следующих двух стихах врачует Апостол самомнение духовных руководителей, которое обычно рождается оттого, когда, помышляя о себе, сличают себя не с нормою, к которой должны подходить, а с немощами других. Блаженный Феодорит пишет: «сим низложил кичливость надмевающихся какими-либо малыми преуспеяниями». Кто думает, что он что-нибудь значит, какое-нибудь имеет совершенство, вес и достоинство, тот погрешает уже тем, что так думает. Ибо, что бы ни имел он, всё не его. И естественные дары Божий суть, тем паче благодатные. Итак, воздаждь славу Богу. Сам ты по себе ничто и в бытии, и в совершенствах. То, что ты еси, благодатию Божиею еси. Что же и мечтать? //Умом//, говорит, //льстит себе//. Сам себя обманывает, неправо направляя и истолковывая свидетельство о себе собственного своего сознания. Если есть что в ком, того нельзя скрыть от сознания; но стань разбирать, как оно есть и в такой ли мере есть, как следовало бы ему быть, то найдешь в этом не предмет самовозношения, а побуждение к самоосуждению, яко лукавого раба и в малом неверного. Если приложить к сему сознанию имеемого сознание недостающего, и тем паче сознание того в себе, чему бы совсем и не следовало быть; то где тут устоять паутинному сплетению самомнения пред возгорающимся от того огнем самообличения? Если утвердить в себе такое на себя воззрение, то никогда не будет места самомнению. И не покажется оно, а если и покажется, тотчас отбежит, гонимо будучи совестным самоосуждением. Если таким образом бывает, что иной мнит себя быти что, то потому, что не потрудился хорошо определить, сколько он ничтожен в себе, и впадает в этот грех по льщению ума, которому обычно кичиться. «Такое легкомыслие Апостол и выставляет первым свидетельством ничтожности такого лица» (святой Златоуст). **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя** Кто-нибудь из нерадивых скажет, может быть: «Прискорбно мне, что это случилось со мною после стольких трудов». – Это прискорбно тебе, раб Господень? Не лучше ли из сего познать тебе, что после стольких лет труда страсти твои все еще остаются непобежденными, и, познав это, начать с сего случая побеждать их? **Аще бо кто мнит себе быти что, ничтоже сый умом льстит себе** [[new:gal:06:03|(Гал. 6:3)]]. Искусство кормчего обнаруживается во время бури. Кто хвалится: «столько-то лет я … <хожу в церковь>», а дел сего образа не показывает, тот носит при себе орудия такого искусства, которому еще не научился. Приключилась тебе малая скорбь – и ты тотчас выступил из … <христианской> жизни… В одну минуту сгубил ты труд стольких лет. – Нет, брат, не обращай врагам хребта своего; но стой твердо, сражайся, и враги побегут от тебя. Облекись в броню веры, возложи на себя шлем спасения, восприими меч Духа Святого, //иже есть глагол Божий// [[new:ef:06:17|(Еф. 6:17)]], – и борись, да возрадуется о доблести твоей живущий в тебе Дух Святой» **//О борьбе с печалью.//** См. также Толкование на [[new:gal:06:01#prp_efrem_sirin|Гал. 6:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя** Человек! Против тебя это обличение апостола. Ты – совершенное ничтожество в деле спасения, все совершает благодать; твои – одни грехи, и ты думаешь о себе, что ты – добродетельный человек. Ты обманываешься. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя** Опять ниспровергает здесь гордость, показывая, что считающий себя чем-то ничтожен и этим самым мнением доказывает свое ничтожество, и обманывает не кого-нибудь другого, а себя. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Амвросиаст ===== **Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя** Это верно и известно всякому, что если мы обдумываем дела и мысли наши, то ни над кем не возвысимся и никого с легкостью не осудим. Кто же мнит себя кем-то, ошибается и не знает, что нечто [доброе] вырастает из смирения. Не держит такой человек перед глазами своими ни слов, ни дел Спасителя, Который //смирил Себя// [[new:fil:02:08|(Фил. 2:8)]], хотя Он - Господь всех, дабы нам дать образ того, чему мы должны следовать, если хотим возрасти. А если бы мы возвысились, мы бы преткнулись по неведению сердца, возгордившегося надеждой заслужить похвалу людей. **//На Послание к Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя** Ап. призвал христиан носить бремена //друг друга.// Последними словами он дал понять, что// у каждого// есть бремена, тягости, сознание своих недостатков и самые эти недостатки. Но есть люди, которые слишком о себе думают (на это указывает выражение "//почитать себя чем-нибудь//" ср.: [[new:1kor:03:18|1 Кор. 3:18:]] [[new:1kor:10:12|10:12;]] [[new:1kor:14:37|14:37]] и особенно [[new:1kor:08:02|8:2]]). Подобный человек, поелику он на самом деле - ничто, только обманывает сам себя, совсем себя запутывает в мыслях (frenapata), и он уже не в состоянии правильно отнестись к удрученному брату, послужить ему. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:06:01#lopuxin_ap|Гал. 6:1]] [<10>]