[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** Скорбь - несокрушимые узы, умножение любви, возбуждение сердечного сокрушения и богобоязненности. Послушай говорящего: //если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению// [[old:prsir:02:01|(Сир 2:1)]]. И Христос сказал: //В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь// [[new:in:16:33|(Ин 16:33)]]; и опять: //тесны врата и узок путь// [[new:mf:07:14|(Мф 7:14)]]. Видишь, скорбь везде восхваляется, везде понимается как необходимая для нас. Если во внешних состязаниях без нее никто не получает венца, прежде чем не укрепит себя трудами, осторожностью в пище, соблюдением закона, бодрствованием и тому подобным, то тем более здесь. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** Но войти в искушение не значит ли быть поглощенным искушением? Потому что искушение подобно некоему потоку, трудному для перехода. Следовательно, кто, находясь во искушениях, не погружается в них, те переплывают как искуснейшие пловцы, не оказавшись потопляемы ими. А которые не таковы, те, войдя, погружаются. //**Мистагогические поучения.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** Не просто говорит: «радуйтесь», но – **«всяку радость имейте»**, говорит; не увещевает он нас к неощущению скорби, – ибо это и невозможно, но – советуя, чтобы имели богоугодное устроение души, более сильное, чем – чувство скорби. **«Всякую»** же сказал он, **«радость»**, т.е. совершенную, величайшую, непрестающую, и особенно тогда, когда явятся многовидные искушения. Почему это? Потому что благодаря стойкости в искушениях мы укрепляемся и становимся более испытанными пред лицом Божиим. И не только это, но и более опытными становимся в искушениях; потому что это самое и Премудрость Соломонова говорит относительно Святых: //«Яко Бог искуси их, и обрете их достойны Себе»// [[old:prs:03:05|(Премудр.3:5)]]. Разве такое искушение не достойно – всякой радости? Почему же он не сказал: «Радуйтесь, когда творите добродетель», но: – **«когда найдетесь в искушениях»**? – Потому что делание добродетели зависит от нас и находится в нашей власти; впасть же в искушения не от нас зависит. Поскольку же без них не бывает ни совершенства, ни обнаруживания веры в Бога, то поэтому когда человек стремящийся к совершенству веры, впадет в искушения, пусть радуется, как нашедший то, благодаря чему получит совершенство. Потому что искушения – полезны совершенным в вере ради проявления своего совершенства; но что еще удивительнее, так это – то, что искушения, нападая и на несовершенных, делают их совершенными. **//Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** Искушения бывают двух родов: один род - приятный, а другой - болезненный, один - добровольный, а другой - невольный. Первый из них есть родитель греха, а потому мы должны молиться, чтобы не подвергаться ему... А второй род, наказывая грехолюбие наведением невольных страданий, является карателем греха. Если кто претерпит такое [искушение] и если он не будет пригвожден гвоздями порока, то услышит великого Иакова, явственно взывающего: **с великою радостью принимайте; братия мои, когда впадаете в различные искушения**, //зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие// [[new:iak:01:02|(Иак 1:2-4)]]. //**Толкование на Молитву Господню.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** Бог Слово <...> соделал нас презирающими все жизненные скорби и почитающими радостью все находящие [на нас] испытания. //**Катехизис.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете **[1]** различна** Достойно удивления (толкует святой Митрофан) какой разум имеет брат Божий, он поступает здесь как искуснейший и премудрый врач. Так в самом начале послания, он хочет исцелить противное противным, что есть, ничто иное, как закон врачебного искусства. Вместо многообразных и различных скорбей и искушений, которые испытывали христиане из евреев, он вводит в их сердца крайнюю и всеобъемлющую радость. Он не сказал: великодушно терпите братья множество искушений, или: претерпевайте скорбная, но сказал – «**Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна**», потому что, эти самые искушения от которых вы страждете, братья мои, станут причиной крайней радости. Слово сие, не только совершенно оставляет душу чувствовать скорби и болезни, которые причиняют ей боль, но напротив, подвигает её к радости, несмотря на преизбыточествующую горечь искушений. Таким образом апостол показывает (по Феофилакту и Икумению), что похвальны и достойны радости те искушения, которые испытывают христиане по Богу и ради Бога. Таким образом они становятся крепчайшими узами и возрастанием любви к Богу. Поэтому, то же сказал премудрый Сирах «//Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение//» [[old:prsir:02:01|(Сир. 2:1)]]. Сказал же и Господь «//в мире скорбни будете; но дерзайте (яко) Аз победих мир//» [[new:in:16:33|(Иоанн. 16:33)]]. Потому что, без скорбей и испытаний невозможно никому принять венцов, ни мирских, ни Божиих. Но может, скажут некоторые, если такие блага приносят искушения, то почему Христос нам повелевает говорить в молитве Отче наш «//не введи нас во искушение//» [[new:mf:06:13|(Матф. 6:13)]]? Отвечает на сие богоносный Максим что, искушения бывают двух видов. Первое искушение есть вольное и в ведении душой содеваемое, которое приносит сласть телу, горечь же и мрак душе, по-иному сказать, содействует в совершении греха. Другое же невольное и независимо от душевного настроя бывает, которое с одной стороны приносит скорбь чувствам телесным, с другой же сладость в душу. Из сего следует, что Господь говорит о вольном искушении, приносящем сласть и грех и увещевает нас просить Бога, чтобы Он не попустил нам пасть в него, поскольку если отпадём от Благодати – подвергнемся мучениям. Брат же Его божественный Иаков говорит здесь о вынужденных скорбях, находящих на нас независимо от нашего ведения, знания и мнения, приносящих «скорбь и болезнь» в чувства телесные. По этой причине, с одной стороны Господь в конце молитвы Отче наш сказал нам, чтобы мы просили «//но избави нас от лукаваго//», потому что искушение сладострастное и греховное привносится лукавым дьяволом. Иаков же с другой стороны, говорит последовательно, что «//искушение скорби соделовает терпение//» (главы гностические 5-я сотн. 402). Итак, причиной всякой радости и веселия являются невольные и скорбные искушения для ревностных и добродетельных, потому что, сколько страждет тело и «истлевает» (по причине скорбей), столько душа радуется и обновляется, как говорит Павел «//но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни//» [[new:2kor:04:16|(2 Кор. 4:16)]], и это делается явным и для других. Испытание же, паки вводит в «//дело совершенно//», т.е. в совершенство добродетели. Прибавляет же Феофилакт с Икумением и говорит, что одни искушения происходят от нас, другие же попускаются на нас Богом для упражнения и прославления нашего [2]. Искушения происходящие от нас, опять же бывают двух видов. Поскольку одни постигают нас, по причине неразумной и гордой храбрости, когда показываем, будто бы мы сильны и ввергаем сами себя в искушения. Эта неразумная храбрость называется дерзостью, от которой Господь нас учит беречься, говоря «//Бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна//» [[new:mf:26:41|(Матф. 26:41)]], потому что перед искушением, дух и душа человека ревностны, когда же бывает ввержен в искушение, угасает былая ревность и это не оканчивается добром [3]. Другие же искушения приходят на нас за содеянные нами грехи [4], как постигли воды потопа Исполинов и огнём были истреблены Содомиты за их грехи. Сих двух видов искушения, подобает братия мои избегать, сколько это возможно, и изначально не жить греховно, и не ввергать себя в искушения по дерзости и гордости. Если же они (т.е. искушения) постигнут нас, должно потерпеть это с благодарением как епитимию за грехи. Тех же искушений, которые приходят исключительно как испытание от Самого Бога (как было с Иовом и с Авраамом), не подобает избегать, поскольку они нас делают достойными приятия от Бога венцов и похвал. По этой то причине, брат Божий здесь говорит «**искушения различна**», по причине различия которое они имеют [5]. ---- [1] Смотри возлюбленный, что не сказал здесь брат Божий, чтобы мы сами по себе, входили в искушения и подвергали себя опасностям. Нет, но говорит, что подобает радоваться, когда впадаем в искушения, не подавая самим повода для этого. Научаемся же из этого трём спасительным урокам. Первый, то, что мы сами по себе не должны ввергать себя в искушения, но более будем молиться, да не придут на нас искушения бесовские, говорит святой Феофилакт толкуя «//молитеся, да не внидете в напасть//» [[new:lk:22:40|(Лк. 22:40)]]. «Ибо самим себя ввергать в искушения - значит отважничать и гордиться». И святой Митрофан говорит: «нам же, потребно не желать, никакого вида искушений». Второй, научаемся, что когда нас постигнут невольные и сатанинские искушения, должно и тогда просить Бога, чтобы Он нас не оставил, да не будем ими побеждены (так толкуется у того же Феофилакта на «//да не внидете в напасть//»). И третий, научаемся, что когда приходят невольные и сатанинские искушения, не подобает роптать и скорбеть, но будем благодарить и радоваться. Как говорит божественный Митрофан «случающиеся же с нами искушения, подобает со всякой готовностью принимать, и радоваться, как в день праздничный и всяким исполняться духовным веселием». Потому что без искушений, никто не причастен освящения, и кто избегает душеполезных искушений (даже сатанинских и приносящих боль), сей избегает жизни вечной. Как сказал один преподобный Старец, это премудрое изречение «Убери искушения – и никто не спасётся, бегущий от искушения спасительного – бежит от вечной жизни» (из Патерика). Почему же, с одной стороны Иаков здесь сказал «всяку радость имейте», Пётр же с другой, говорит «//О немже радуйтеся, мало//» [[new:1pet:01:06|(1Пет. 1:6)]], разрешение этого кажущегося противоречия, смотри в толковании на послание Петра. [2] Достойно замечания, что все, или от Бога приходящие искушения, бывают трёх видов. По Его икономии, и только для испытания, как было с праведным Иовом и другими святыми, чтобы явились праведнейшими и светлейшими. Или по попущению, как было с Давидом и Петром, которые приходят для воспрепятствования и отсечения греха, который был или есть или может быть. Или по оставлению, что бывает к совершенной погибели человека по причине его греховной жизни и злого расположения, что было с Иудой. И ещё здесь добавим, что, или по нашей вине, или от Бога в целом приходящие, оба называются искушениями, так как, посредством их искушается, т.е. испытывается свободное произволение человека. Как сказал Великий Василий: «Два рода искушений, потому что, или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их доброту, или нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания» (слово на «Разорю житницы моя»). Говорит же и преподобный Марк «Как делание по Богу называется добродетелию, так и нечаянная скорбь называется искушением» (189, О тех, которые думают оправдаться делами). И ещё «Всякая скорбь обличает, куда преклоняется наша воля, на добрую или худую сторону. Посему случайная скорбь именуется искушением, ибо служит для подвергшегося ей испытанием сокровенных его желаний» (201, там же). [3] Что и произошло с апостолом Петром, когда он услышал как Господь сказал «//дух убо бодр, плоть же немощна//», то не послушался этого как должно, но по гордости дерзнул сам по себе войти во двор первосвященический, и там, о горе! впал в великий ров отречения. [4] Поэтому поводу сказал богоносный Максим: «случающиеся с нами скорби для научения нам бывают; или для очищения прошлых грехов, или нынешнего нерадения исправление, или будущих грехов преграждение. Мыслящий же, что искушения бывают по этим причинам, не раздражается, даже будучи, быв бием и онеправдован,или иные претерпевая скорби, размышляет о живущм в нём грехе. Не обвиняет он и того, через которого искушение приходит, так как, через него или через другого, имеет он пить чашу божественных судеб, но к попустившему это Богу взирает он, с благодарением, с готовностью же принимает наказание, себя считая виновником». [5] Видишь же, что сказано, различные искушения, а не безмерные и выше сил, поскольку Бог хоть и оставляет христиан впадать во многие искушения, но не в те, что превышают их силы. Вместе с искушениями, тайно подаёт христианам и силу, их терпеть, как свидетельствует Павел говоря: «//верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести//» [[new:1kor:10:13|(1Кор 10:13)]], сказал и авва Макарий: «как скудельник, когда кладёт сосуды в огонь, в меру разжигает печь, и не слишком много, чтобы обжигаемые долее надлежащего времени сосуды не дали трещин, и не слишком мало, чтобы, оставшись не прожжёнными, они не пропали даром… и ум человеческий умеет соразмерять тяжести с силами вьючного скота, или верблюда, или другого какого животного, какую именно тяжесть понести может: так кольми паче Бог, Который знает крепость сосудов человеческих, в разных мерах попускает действовать сопротивной силе» (Беседа 26). И святой Исаак говорит: «Не приходит искушение, если душа не приимет сперва втайне величия, паче меры своей… благодать прежде искушения, однако же ощущение искушений, для испытания свободы, непременно предшествовало ощущению благодати. … Благодать предваряет в уме, но замедляет в чувстве» (Слово 78). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна** Искушения и печаль ради Бога апостол признает похвальными и достойными радости, потому что они – самые крепкие узы и возращение любви и сокрушения, почему и сказано: //Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению// [[old:prsir:02:01|(Сир. 2, 1)]], и Христос сказал: //в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь// [[new:in:16:33|(Ин. 16, 33)]], ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога. Называет их не детьми, но **братьями** – по смиренномудрию. Искушения доставляют рачительным всякую радость потому, что через них обнаруживается испытание таковых, а испытание приводит к совершенному действию. Но тогда кто-нибудь скажет: если таково действие искушений, то как Христос научает нас в молитве просить Бога //и не введи нас в искушение// [[new:mf:06:13|(Мф. 6, 13)]]? Отвечаем: искушения бывают двоякого рода. Одни происходят от нас, а другие посылаются на нас Богом для упражнения и прославления нашего. И от нас происходящие искушения двоякого же рода. Одни бывают от нерассудительной храбрости, которую мы называем дерзостью и от которой заповедует нам Господь беречься, потому что хотя и бодр дух, но во время подвигов бодрость угасает, почему храбрость та не оканчивается добром для имеющих ее. Другие искушения, как, например, гибель содомлян [[old:gen:19:13|(Быт. 19, 13)]], посылаются за грехи. Этих искушений всеми силами должно избегать через жизнь безгрешную; искушений же от Бога, каковы были Иову, Аврааму, не только не должно избегать, но, если возможно, нужно привлекать их терпением и благодарением, потому что они удостаивают прославления и венцов. Сказал **искушения различна** потому, что одни искушения, как объяснили мы, бывают от Бога, а другие от нас. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Блаж. Августин ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** В сетях искушений мы ведем очень опасный образ жизни, потому что мы - люди. //**Послания.**// ===== Иларий Арелатский ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** Совершенная радость подобна закону мира, который ведется через многие испытания зимы, и холода, и весны к цветущему лету. Так человек, бесспорно, через многие скорби приходит к награде вечной жизни, как говорит Павел: //многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие// [[new:act:14:22|(Деян 14:22)]]. Тремя способами создаются искушения: увещеванием, увеселением, согласием. Увещевает дьявол. Веселится плоть. Соглашается дух. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Ориген ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** Ты порождаешь радость, если посчитал все [это] радостью, когда впал в различные искушения, и приносишь эту радость в жертву Богу. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** Никто не отнимет радости у подвергающихся гонениям, потому что, хоть они и претерпели преследования за имя Христово и подверглись пыткам, они понесли все это добровольно, воспламененные надеждой на воскресение и видением своего Господа, - более того, считали возможность претерпеть различные испытания совершенной радостью. //**Гомилии на Евангелия.**// ---- Апостол начинает с обращения к более совершенным, чтобы постепенно перейти [к увещанию] погибших, которых, как он видел, нужно исправить и устремить к верху совершенства. Следует также заметить, что он не говорит только «//Радуйтесь//», либо же «//Радостью считайте//», но говорит: **всякой радостью считайте, когда впадаете в различные искушения**. Считайте себя удостоенными всякой радости, когда вам случается терпеть искушения за веру Христову. //Это благодать, если кто по совести, ради Бога, терпит, страдая несправедливо//, как говорит Пётр [[new:1pet:02:19|(1Пет 2:19)]]. И апостол Павел [добавляет]: //Страдания нынешнего времени несравнимы с наступающей// (//будущей// – Vlg.) //славой, которая откроется в нас// [[new:rim:08:18|(Рим 8:18)]]. И все апостолы //шли от лица синедриона, радуясь, что удостоились претерпеть бесчестие за имя Иисуса// [[new:act:05:41|(Деян 5:41)]]. Итак, мы должны скорбеть не когда подвергаемся искушениям, но когда бываем побеждены искушениями. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** Благочестивым искушения приносят всяческую радость, поскольку, [впадая] в них, они подвергаются явному испытанию. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения** **Различные искушения**: понятие искушения, по употреблению его в Священном Писании, весьма обширно, то есть имеет много значений. Общее его значение – испытание, дознание; более обычное частное значение, собственно в области нравственной жизни, – склонение к чему-либо не нравственному, порочному, греховному (ср. [[new:mf:04:01|Мф. 4:1]]; [[new:mf:06:13|Мф. 6:13]] и прим.), то же, что соблазнение, или соблазн, только несколько шире. Всякие предметы, действия и обстоятельства, подвергающие испытанию веру и правила нравственности христианской, суть искушения. Конечно, не по существу своему они суть искушения, но по отношению к ним человека: для одного служит искушением то, чем совсем не искушается другой, и наоборот, и так далее. Таковых искушений для христианина, внимательного к своему нравственному совершенствованию, весьма много, и внутренних – в мыслях и желаниях, и внешних – в разных неблагоприятных обстоятельствах жизни: утратах, бедствиях, преследованиях и т. п. И чем более христианин стремится к нравственному усовершенствованию и внимательнее к состоянию своей нравственной жизни, тем более он примечает таких искушений, и тем, так сказать, различнее эти искушения для него. Силы человеческие так слабы, что человек волею или неволею впадает в такие искушения, и, опять, чем более христианин внимает своему нравственному совершенствованию, тем более примечает, что впадает в такие искушения; невнимательный и не заметит своего впадения в искушение, от внимательного оно не скроется. Бессилие человека освободиться от таких многоразличных искушений так велико, что человек мог бы иногда вдаться в малодушие и дойти до отчаяния, если бы Слово Божие не указало ему высшего значения и назначения этих искушений в жизни и тем не успокаивало и не укрепляло его в перенесении таковых искушений. Одно из самых сильных, успокаивающих и укрепляющих указаний есть рассматриваемое изречение апостола Иакова. Всякое искушение, по сим словам апостола, христианин должен принимать не с печалию, не с малодушием, не с отчаянием, а напротив – **с великою радостию**, с подлинника сильнее – с полною, совершенною радостию. Это такая высота в созерцании апостолом законов нравственного развития, до какой не восходили самые высокие умы языческой древности и на какую можно восходить и возводить только в христианстве, не только указавшем, но и дающем человеку благодатные силы восходить на такую высоту. Сопоставленное с заповедию Господа о молитве христиан к Богу Отцу – //и не введи нас во искушение// ([[new:mf:06:13#ep_mixail_luzin|Мф. 6:13]] и парал.; ср. прим.), наставление апостола значит: должно молиться Отцу Небесному, чтобы Он не вводил нас во искушение, не подвергал нас испытанию не в меру сил наших; но если Ему, по премудрым Его целям, благоугодно попустить, чтобы мы впадали в искушения различные, то христианин должен принимать эти искушения с полной и совершенной радостию, имея в виду их великое значение в нравственной жизни [[new:iak:01:03|(Иак. 1:3-4)]], если мы переносим их, при помощи благодати Божией, как должно по христианскому закону. Самому не надобно напрашиваться на искушения, напротив – помня свое бессилие, молиться об избавлении от них; но если, по воле Божией, они постигли нас и мы впали в них, то должно принимать их **с великою радостию**. «Искушения и печаль по Боге апостол признает и похвальными и достойными радости потому, что они – самые крепкие узы и возращение любви и сокрушения, почему и сказано: //чадо, когда приступаешь ты служить Господу, то приготовь душу твою ко искушению// [[old:prsir:02:01|(Сир. 2:1)]], и Христос сказал: //в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь// [[new:in:16:33|(Ин. 16:33)]], ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога» (Феофилакт). //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-4 **С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка** Пожелание радости [[new:iak:01:01|(ст. 1)]] в устах Апостола означает его глубокое христианское воззрение на жизнь. Этим воззрением св. Апостол освещает для читателей их собственную, по-видимому обильную печалями, жизнь. "Искушение и печаль ради Бога апостол признает и похвальными, и достойными радости, потому что они – самые крепкие узы и возращение любви и сокрушения, почему и сказано: //"чадо! когда приступаешь ты служить Господу, то приготовь душу свою к искушению"// [[old:prsir:02:01|(Сир 2:1)]], и Христос сказал: //"в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь"// [[new:in:16:33|(Ин 16:33)]]. Ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога" (Блаж. Феофил.). Искушение (греч. πειρασμός, евр. масса) на языке Священного Писания, кроме общего значения: испытание, проба, опытное дознание (см., напр., [[old:gen:22:01|Быт 22:1]] ст.; [[old:vtor:08:02|Втор 8:2]] и др.), обычно имеет более тесное и частное значение собственно в области нравственной жизни: склонение, соблазнение к чему-либо порочному, дурному, греховному (напр., [[new:mf:04:01|Мф 4:1;]] [[new:lk:04:02|Лк 4:2]]), причем это соблазнение или склонение человеческой воли может идти со стороны злой воли диавола или людей, а так равно проистекает из стечения обстоятельств и разнообразных предметов. "Всякие предметы, действия и обстоятельства, подвергающие испытанию веру и правила нравственности христианской, суть искушения. Конечно, не по существу своему они суть искушения, но по отношению к ним человека: для одного служит искушением то, чем совсем не искушается другой" (Епископ Михаил). Апостол в данном случае под "**различными искушениями**" разумеет, по-видимому, ближе всего внешние бедствия читателей послания: тягости бедности, соблазны богатства, преследования с разных сторон и т. д. Всякое подобное искушение христианин, по Апостолу, должен встречать и принимать не только без малодушия, ропота, уныния, но даже с полною, беспримесною радостью. "Искушения доставляют рачительным великую радость потому, что через них обнаруживается испытание таковых, а испытание приводит к совершенному действию" (Блаж. Феофил.). По глубоко верному замечанию преосвящ. Михаила, "это – такая высота в созерцании апостолом закона нравственного развития, до которой не восходили самые высокие умы языческой древности и на какую можно восходить и возводить только в христианстве, не только указавшем, но и дающем человеку благодатные силы восходить на такую высоту". Для полноты представления об искушениях следует лишь сопоставить с наставлением апостола (ст. 2 и дал.) заповедь Христа Спасителя о молитве христиан к Богу Отцу: //"не введи нас в искушение"// [[new:mf:06:13|(Мф 6:13;]] [[new:lk:11:04|Лк 11:4)]]. Очевидно, кроме искушений внешнего, так сказать, стихийного характера, есть искушения чисто душевные или духовные, представляющие великую опасность духовного падения и духовной смерти. Такое свойство искушений хорошо известно и св. Апостолу Иакову, как показывают слова его в [[new:iak:01:13|I:13-15]]. Итак, если искушения, посылаемые Богом, мы должны принимать с полною покорностью Его воле и полною радостью и благодушием, то от искушений, угрожающих нашей вере и нравственности, мы должны ограждаться как безгрешностью своей жизни, так и молитвою к Отцу Небесному об отражении их от нас, под условием, если, разумеется, на то будет воля Господня. Но при таком различии искушений, "терпение полезно в каждом их роде" (блаж. Феофил.). О таком свойстве испытаний и скорбей согласно говорят и Апостол Иаков ст. 3, и Ап. Павел [[new:rim:05:03|(Рим 5:3)]]. Терпение, ὑπομονὴ, означает постоянство в добродетели и образует существенное условие истинного христианского совершенства. Посему и говорится далее, ст. 4: //"терпение же дело совершенно да имать, да будете совершени и всецели, ни в чем же лишени"//. Только терпением устраняются препятствия на пути к нравственному совершенству, и только при условии терпения объединяются и получают прочность в душе человека все отдельные добродетели, и христиане в таком случае могут иметь надежду, что они будут "**совершенны**" (τέλειοι) - вполне достигнут цели бытия своего, "**во всей полноте, без всякого недостатка**" (ὁλόκληροι, ἐν μηδενί λειπόμενοι). [<10>]